Музейный комплекс

Зал 30. Дороги России

К середине XIX столетия Российская империя занимала большую часть Восточной Европы, Финляндию, Сибирь, Аляску. Общая площадь России составляла 18 миллионов кв. км с населением 70 миллионов человек.
До появления железнодорожного транспорта основным средством для сухопутного передвижения были телеги, тарантасы, кареты, брички, возки, сани. Лошадей запрягали своих или казенных «почтовых», «перекладных». Количество лошадей зависело от чина проезжающего. Выезжавшему выдавалась подорожная – документ с именем, маршрутом, чином или званием путешествующего. Подорожная регистрировалась на заставах, а данные о выехавших и въехавших в столичные города публиковались в газетах.
Ни одна поездка не обходилась без непременных сундуков, погребцов и баулов, корзин и ставцев, служивших для укладки одежды, домашней утвари, книг, провианта. Погребцы – традиционные и наиболее распространенные виды дорожных сундуков, отличительной особенностью которых были внутренние перегородки и гнезда для посуды, бутылок, продуктов. «Русский погребец вполне заслуживает наше уважение, – писал В.А. Сологуб в повести «Тарантас», – [в нем] чинно стоит чайник,.. к нему соседятся стеклянный графин с чаем, другой подобный ему с ромом, два стакана, молочник и мелкие принадлежности чайного удовольствия».

Показать на плане
1