Музейный комплекс

Сигтунские врата Софийского собора в Новгороде

Магдебург – 1152–1154 гг.; Новгород – 1450 г.
Копия 1880-е гг.
Гипс
270 х 180 см
Поступление: в 1890-х гг.
Открытое хранение

Копия Сигтунских врат была создана специально для экспозиции Исторического музея в конце XIX века.
Сигтунские врата были собраны русским мастером кузнецом Авраамом и установлены в Софийском соборе Новгорода около 1450 года. Кто и откуда их перевез на Русь, по сей день остается спорным. По одной из версий врата привез князь Владимир из Византии, а точнее из Корсуни (до появления новой версии они носили название Корсунских). По другой версии – новгородцы привезли их как трофей из шведского города Сигтуны (существует предание о походе новгородцев в 1187 году и полном разгроме Сигтуны). Врата были изготовлены в Магдебурге в 1152–1154 годах и предназначались для собора Успения Приснодевы Марии в городе Плоцке. В Новгород их привезли в разобранном виде. При монтаже оказалось, что некоторые детали убранства врат утрачены и впоследствии они были восстановлены русским мастером.

Подробнее...

Деревянная основа врат была покрыта бронзовыми пластинами со сценами из Ветхого и Нового завета, аллегорическими изображениями. Среди фигур, изображённых на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152–1192) и плоцкий епископ Александр (1129–1156), которые были заказчиками изготовления врат. Также на вратах присутствуют изображения создавших их мастеров-литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между ними помещена фигура русского мастера Авраама. У каждой из трёх фигур сделаны надписи: на латинском языке – у фигур Риквина и Вайсмута и на русском – у фигуры Авраама. Авраам, по преданию, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки из Швеции. По одной из версий, он был современником Риквина и Вайсмута, по другой – жил несколько веков спустя, руководил поновлением ворот и добавил свой автопортрет. Это один из самых ранних автопортретов русских мастеров.
Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими входящему в храм о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок – головы грешников. Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними – русские переводы. В нижнем правом углу левой створки – редкое изображение сотворения Евы.

Свернуть
1