Фрагмент печи со скульптурой павлина из керамического убранства столовой в «русском стиле»
Печь находилась в доме «фарфорового короля» М.С. Кузнецова и входила в интерьер столовой, выполненной в «русском стиле». Главным убранством столовой была красочная керамика со сложным стилизованным декором и сказочными образами.
Подробнее...Матвей Сидорович Кузнецов (1846–1911), один из крупнейших промышленников России, глава знаменитого «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Заводы Товарищества, находившиеся во многих губерниях европейской части России, выпускали почти половину всей фарфорово-фаянсовой продукции. Она была чрезвычайно разнообразной: многочисленные фарфоровые и фаянсовые столовые, чайные и кофейные сервизы; изразцовые печи и камины для интерьеров; для церквей – иконостасы; для фасадов зданий – облицовочная керамика.
«Товарищество» имело постоянные Торговые дома во всех крупных городах России. Его продукция шла не только на российский рынок, но и экспортировалась за границу. «Товарищество» было участником многих крупных отечественных и зарубежных выставок, где удостаивалось высоких наград.
Все основные тенденции художественной промышленности этого времени нашли отражение в продукции «Товарищества Кузнецова». И особый интерес был проявлен к разработке и выпуску изделий «в русском стиле». Собственная столовая в этом стиле явилась чрезвычайно ярким образцом национального направления в искусстве.
Создание уникального интерьера было связано с семейным событием: в октябре 1890 года в усадьбе Кузнецовых отмечали «серебряную свадьбу» Матвея Сидоровича и его супруги Надежды Вуколовны. По этому поводу для Надежды Вуколовны по проекту архитектора А.С. Каминского был перестроен один из домов обширной городской усадьбы Кузнецовых в Мещанской части, находившейся между 1-й и 2-й Мещанскими улицами. На втором этаже дома и появилось это необычное помещение.
Столовая с изысканной печью не повторяла старые русские архитектурные и печные изразцы, но передала главное, что было им свойственно – декоративность, красочность и жизнерадостность, что дало повод для многих считать М.С. Кузнецова хранителем русских народных традиций.
Совершенное же качество сложных для исполнения крупных объемных деталей и больших плоскостей стало свидетельством высоких технических достижений и возможностей производства «Товарищества Кузнецова».