Музейный комплекс

Святая Равноапостольная царица Елена. Эскиз для иконостаса жертвенника главного алтаря Владимирского собора в Киеве

Художник Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
Россия
1894 г.
Слева внизу инициалы: М.Н. На паспарту под изображением: справа подпись и дата – М.Нестеровъ / 94.; слева надпись – № 9.
Бумага на бумаге, гуашь, серебряная краска, бронзовая краска, белила
32,5 х 13,5 (верхние углы срезаны); 67,5 х 45,0 (с паспарту)
Поступление: в составе коллекции А.П.Бахрушина, в 1905 г.
Открытое хранение

В 1890 году М.В. Нестеров (1862–1942) впервые попробовал силы в монументальной живописи, приступив к работе во Владимирском соборе в Киеве. Ведущим художником был назначен В.М. Васнецов. В связи с большим объемом росписей в помощь к нему был приглашен М.В. Нестеров, подключившийся к работе над собором в самом ее разгаре, когда В.М. Васнецов уже создал многие композиции.

Подробнее...

Идеологом программы оформления внутреннего убранства храма был историк искусства и археолог А.В. Прахов. Основную тему росписей собора он определил как осмысление «истории русской веры», предполагавшее разработку сюжетов, связанных с крещением князя Владимира и Руси, а также создание галереи образов русских святых и подвижников православия.
Для начала М.В. Нестерову поручили написать по эскизам В.М. Васнецова Святых Бориса и Глеба на столпах центрального нефа храма. Затем последовало оформление северного и южного приделов на хорах, где росписи и образа иконостасов выполнены по собственным эскизам М.В. Нестерова. Успехи живописца позволили доверить ему создание иконостасов для жертвенника и дьяконника главного алтаря, а также настенной композиции «Богоявление» в крестильне собора.
Работу во Владимирском соборе М.В. Нестеров завершил в марте 1895 года.
Представленный эскиз Св. царицы Елены экспонировался на XIV периодической выставке картин Московского общества любителей художеств, проходившей в 1894–1895 годах в Исторического музее.

Свернуть
1