Святая Равноапостольная царица Елена. Эскиз для иконостаса жертвенника главного алтаря Владимирского собора в Киеве
В 1890 году М.В. Нестеров (1862–1942) впервые попробовал силы в монументальной живописи, приступив к работе во Владимирском соборе в Киеве. Ведущим художником был назначен В.М. Васнецов. В связи с большим объемом росписей в помощь к нему был приглашен М.В. Нестеров, подключившийся к работе над собором в самом ее разгаре, когда В.М. Васнецов уже создал многие композиции.
Подробнее...Идеологом программы оформления внутреннего убранства храма был историк искусства и археолог А.В. Прахов. Основную тему росписей собора он определил как осмысление «истории русской веры», предполагавшее разработку сюжетов, связанных с крещением князя Владимира и Руси, а также создание галереи образов русских святых и подвижников православия.
Для начала М.В. Нестерову поручили написать по эскизам В.М. Васнецова Святых Бориса и Глеба на столпах центрального нефа храма. Затем последовало оформление северного и южного приделов на хорах, где росписи и образа иконостасов выполнены по собственным эскизам М.В. Нестерова. Успехи живописца позволили доверить ему создание иконостасов для жертвенника и дьяконника главного алтаря, а также настенной композиции «Богоявление» в крестильне собора.
Работу во Владимирском соборе М.В. Нестеров завершил в марте 1895 года.
Представленный эскиз Св. царицы Елены экспонировался на XIV периодической выставке картин Московского общества любителей художеств, проходившей в 1894–1895 годах в Исторического музее.