Евхаристия. Живописные эскизы мозаик апсиды собора Святого Александра Невского в Варшаве
Православный кафедральный собор в Варшаве был задуман в конце царствования императора Александра III. В конкурсе, организованном Особым Комитетом по строительству собора, лучшим был признан проект Л.Н. Бенуа, утвержденный императором в январе 1894 года.
К работе по убранству храма были привлечены лучшие художественные силы России во главе с В.М. Васнецовым. Выполненные по его эскизам 16 огромных мозаичных композиций стали украшением нового православного храма. Всего же в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч произведений и предметов, представляющих историко-художественную ценность.
Средства на возведение храма жертвовались со всей империи представителями различных сословий. Протоиерей Иоанн Кронштадтский внес 13.500 рублей. Император Николай II для убранства алтаря собора подарил колонны из яшмы.
20 мая 1912 года храм был освящен во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Собор стал самым высоким зданием в Варшаве, благодаря величественной 70-метровой колокольне, напоминающей внешнем обликом колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. В соборе, вмещавшем 2,5 тысячи человек, отмечались важнейшие торжества: юбилей Отечественной войны 1812 года, празднование 300-летия Дома Романовых.
Во время Первой мировой войны собор был превращен в гарнизонный католический костел Св. Генриха.
Вскоре после того, как в конце 1918 года Польша стала независимым государством, варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей, в том числе грандиозного храма на Саксонской площади. Снос производился в 1924–1926 годы и потребовал около 15000 взрывов.
До наших дней дошли лишь фрагменты нескольких мозаичных панно из собора. Лики апостолов из композиции «Евхаристия», располагавшейся в центральной апсиде собора (сейчас находятся в храме Марии Магдалины в Варшаве).
Живописные эскизы мозаик варшавского собора имеют большую ценность для истории новой русской религиозной живописи начала XX века. Художник начал, как он писал, эту «большую и очень ответственную работу» осенью 1910 года, создав графический эскиз. «Эскиз исполнен несколько в характере «Евхаристии» Киевского Софийского собора», отмечал Васнецов в письме в Комитет по сооружению собора в Варшаве.
Евхаристия (с греческого «благодарение, благодать») основа православного богослужения. В этом проявилась вечное напоминание о таинстве особого освящения Иисусом Христом хлеба и вина среди своих учеников-апостолов, накануне Его ареста и распятия.
Современники видели в религиозных работах Васнецова и психологизм, и отблески русского средневекового искусства, и высокий эстетизм, который сам художник сформулировал так: «Красота составляет основу всех форм мироздания».