Музейный комплекс

Пелена запрестольная "Евхаристия с житиями Богоматери, Иоакима и Анны»

Москва
1410–1416 гг.
Вокруг средника – вкладная летопись, шитая золотными нитями:«В ЛЕТО 6090 (1400) 23 [ЦИФРЫ 1400 И 23 ЗАЧЕРКНУТЫ, СВЕРХУ НАПИСАНО ФИОЛЕТОВЫМИ ЧЕРНИЛАМИ 69.. (14..)] ПРИ КНЯЖЕНЬИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛЬЯ ДМИТРИЕВИЧА ВСИЯ РУ[СИ], ПРИ АРХИЕП[ИСКО]ПЕ ПРИ ФОТИИ МИТРОПОЛИТЕ / ВСИЯ РУСII ПРИ [Е]П[ИСКО]ПЕ МИТРОФАНЕ СОЗДАНЪ БЫСТЪ ВЪЗДУХ СИЙ / КОСТЯНТИНОВОЮ ΩГРОФЕНОЮ АЖЕ ПРЕЧИСТѢИ М[АТЕ]РИ БОЖIИ И ЧЕСТНАГО ЕЯ РОЖДЕСТВА ДА БУДЕТЬ / НА НЕЙ АКОНЧАНЪ БЫСТЬ М[ЕСЯ]ЦА ИЮНЯ ВЪ 2 ДНЯ НА ПАМ[Я]ТЬ С(ВЯТОГО) ОТЦА НИКИӨОР
Тафта, холст, шелковые нити, пряденые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье «в раскол» и «в прикреп».
114 х 210 см
Поступление: из г. Суздаля в 1890 г.
Витрина 12

Суздальский воздух – так обычно называют пелену – одно из выдающихся произведений древнерусского шитья первой четверти XV века.
На пелене имеется вкладная летопись, шитая золотными нитями, с указанием, что, «воздух» был создан «РАБОЙ БОЖИЕЙ КОНСТАНТИНОВОЮ ОГРОФЕНОЮ» для суздальского собора Рождества Богоматери в княжение великого князя Василия Дмитриевича (1389–1425), при митрополите Фотии (прибыл в Москву в 1410–1431) и епископе Владимиро–Суздальском Митрофане (1406–1416?).

Подробнее...

В среднике пелены, на малиновом фоне разноцветными шелками вышита сцена причащения Христом апостолов с летящими к престолам архангелами Михаилом и Гавриилом – Евхаристия.
«Евхаристия» (греч. благодарение) – важнейшая часть христианского богослужения – литургии, которая завершается таинством причащения. Наиболее распространенная композиция Евхаристии в древнерусском искусстве – две повторяющиеся сцены с изображением Христа, подающего подходящим к нему апостолам – вино в одной сцене и хлеб – в другой. Хлеб и вино – символ и тела, и крови Спасителя. Иногда к перечисленным фигурам Христа и апостолов добавлялись стоящие или летящие ангелы.

В среднике пелены воспроизводится именно эта композиция – двойное изображение Христа, стоящего перед престолом, над которым возвышается сводчатая сень на пяти колоннах. Слева к Христу приближается апостол Петр с пятью апостолами. Наверху – шитая золотом надпись: «ПРИЙМЕТЕ ЯДИТЕ СЕ ТЕЛО МОЕ ЛОМИМОЕ ЗА ВЫ». Справа Христос протягивает сосуд с вином апостолу Павлу, за которым тоже стоят пять апостолов. Над ними надпись: «ПИИТЕ ОТ НЕЯ ВСИ СЕ ЕСТЬ КРОВЬ МОЯ НОВОГО ЗАВЕТА ПРОЛИВАЕ...».

Изображения на кайме воздуха восемнадцати сцен из жизни Богоматери, Иоакима и Анны дали возможность исследователям предположить, что пелена была вкладом неизвестной нам Огрофены Константиновой в церковь с молитвой о рождении ребенка.

Клейма:
1. Возвращение даров; 2. Поругание за бесчадие; 3. Уход Иоакима в пустыню; 4. Плач Анны; 5. Благовестие Анне; 6. Возвещают Анне Иоакимов приход; 7. Благовестие Иоакиму; 8. Возвращение Иоакима; 9. Зачатие; 10. Принятие даров у Иоакима и Анны; 11. Благословение их иереем; 12. Рождество Богородицы; 13. Ласкание; 14. «Поступление» [первые шаги] Богородицы; 15. Введение во храм; 16. Моление о жезлах; 17. Вручение Марии Иосифу; 18. Благовещение.

Иконописец-знаменщик, по рисунку которого был вышит воздух, был близок к школе Андрея Рублева, о чем свидетельствует ряд признаков в трактовке отдельных деталей и решении центральной композиции.

Среди разнообразных видов древнерусского искусства произведения «лицевого» шитья, имевшие много общего с живописью, высоко ценились на Руси. Это были воздухи и пелены для украшения храмов, плащаницы и хоругви для праздничных церемоний, шитые иконы и даже иконостасы, использовавшиеся во время военных походов. Их тщательно хранили в ризницах монастырей и в богатых домах, тщательно сохраняя и передавая из поколения в поколение. В создании этих произведений принимали участие самые разные мастера. Рисунок для вышивки обычно делал иконописец «знаменщик», надписи – «словописец», а узоры изображали «травщики». Лица и обнаженные части тела вышивались шелком телесного или серого тона «атласным» швом (стежки плотно прилегают друг к другу) или швом «в раскол», когда игла протыкается в середину предыдущих стежков, как бы расщепляя их. Одежды, пейзаж, архитектура вышивались или разноцветным шелком, или серебряными и золотными нитями «в прикреп» (золотные нити накладывались сверху на ткань параллельными рядами и пришивались цветным шелком). На многих произведениях имеются вкладные летописи (надписи), которые донесли до нас сведения о дате создания произведения, заказчиках, мастерской – княжеской, боярской или монастырской, из которой оно вышло.

Свернуть
1