Изразцы архитектурные. Фрагмент изразцового фриза церкви Святой Троицы в Костроме
Архитектурные изразцы с сюжетными изображениями украшали фриз церкви Святой Троицы в Костроме, построенной в 1645–1650-е годы на средства купца И. Постникова (разобрана в 1936 году). Изразцовый фриз состоял примерно из 230 изразцов и проходил по периметру постройки на высоте 14 метров от поверхности земли.
Малый размер изображений, затрудняющий их обзор с большого расстояния, позволяет предположить, что изразцы не были изготовлены специально для наружного декора церкви. В середине XVII века подобные «муравленные» (покрытые зеленой глазурью) изразцы с изображением осады крепости, пеших и конных воинов, двуглавого орла, фантастического «зверя-грива» (грифа) часто покрывали единым рисунком поверхность печи, украшая внутренние помещения жилых и общественных зданий. Именно в это время печные изразцы широко применяли для наружного декора монументальных сооружений.
Формы для изразцов фриза церкви Святой Троицы были изготовлены первоклассным резчиком, хорошо знакомым с литературными памятниками того времени. Сюжетные изображения дают наглядное представление о художественных вкусах горожан Московского государства середины XVII века. Все изразцы фриза Троицкой церкви имеют рельефные пояснительные надписи, рассказывающие о содержании изображенного сюжета.
Сюжеты:
1. На лицевой пластине изображена сцена осады крепости. Справа по осадной лестнице поднимаются два воина, первый – со знаменем в руке, второй – с пищалью и копьем. У подножья лестницы стоит отряд из трех воинов: один держит знамя, другой – бердыш, у третьего – копье и пищаль. В верхнем левом углу – два воина заряжают пушки. Под осадной лестницей изображены поверженные воины. В верхней части изразца находится надпись «ПРИСТУПАЕТЪ». Изображение является частью популярной в изразцовом искусстве сюжетной композиции, рассказывающей о взятии Александром Македонским града Египта – иллюстрации к «Псевдокалисфеновской Александрии».
2. На лицевой пластине изображена сцена битвы былинных персонажей богатыря Бовы и кентавра Полкана. Она иллюстрирует широко распространенную книжную повесть о Бове Королевиче. Бова стоит слева в коротком кафтане. Левой рукой он держит Полкана за пояс, в правой – держит саблю, за его спиной – колчан со стрелами. У Полкана, согласно содержанию повести, собачье тулово и хвост, загнутый в петлю. В левой поднятой к верху руке он держит дубинку. В правом углу изразца изображена принцесса Друженна – предмет спора между богатырями. Рельефная надпись: «БОВА С ПОЛЬК[А]НОМ БИЕТ[СЯ]».
3. На лицевой пластине изображен двуглавый орел с коронами на головах и поднятыми крыльями. Вверху рельефная надпись: «ОРЬ[Е]ЛЬ ПТИ[ЦА] ЦА[РС]КАЯ».
4. На лицевой пластине изображена схватка орла и змея, и надпись «БЫСТЬ ВИДЕНИЕ СИ(Е) В ЦАРЬ ГР(АДЕ) ». Иллюстрирует широко известную на Руси книжную повесть Нестора Искандера о взятии Царьграда. В начале повести ведется рассказ о знамении, случившемся при основании Царьграда императором Флавием, когда в воздухе произошла эта легендарная битва.