Музейный комплекс

Ковш жалованный

Москва
Середина XVII в.
По венцу ковша, в кругах и ленте, резана надпись: "БЖИЕЮ МЛСТИЮ ВЕЛИКИЙ ГДРЬ ЦРЬ И ВЕЛИКIИ КНЯЗЬ АЛЕКСѢЙ МИХАИЛОВИЧЪ ВСЕА РУСIИ САМОДЕРЖЕЦЪ А ПОЖАЛОВАЛ ГСДРЬ СИМ КОВШЕМ ЗОЛОТОВО И СЕРЕБРЯНОВО ПРИКАЗУ И КОСТРОМСКИЕ ЧЕТВЕРТИ ДЬЯКА БОГДАНА СИЛИНА ЗА СЛУЖБУ ЗА ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ДѢЛА ЧТО ДѢЛАНЫ В ЗВЕНИГОРОД В МНТРЬ К САВЕ ЧЮДОТВОРЦУ СТОРОЖЕВСКОМУ ВО РНЗ И ВО РНИ ГОДᴕ".
Серебро; резьба, золочение
11,8 х 30,3 х 21,3 см
Поступление: покупка 1926 г.
Витрина 2

Ковш пожалован дьяку Богдану Силину, возглавлявшему в 1641–1682 годах Золотую и Серебряную палаты Оружейного приказа, за руководство изготовлением золотых и серебряных изделий для Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря в 1649–1650 годах. В середине XVII века монастырь находился под особым покровительством царствующего дома. При царе Алексее Михайловиче он стал загородной царской резиденцией, в нем был заново отстроен ансамбль монастыря, возведены царский дворец и царицыны палаты, вокруг монастыря построены каменные стены. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Монастырь приобрел статус Лавры, стал «собственным государевым богомольем» и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел.

Подробнее...

Мастерские Оружейного приказа – одна из первых государственных мануфактур в России. Начало Оружейного приказа восходит к первой половине XVI века, когда в кремлевских мастерских стали изготавливать оружие для государева двора. К XVII веку на их основе вырос комплекс Оружейной, Серебряной, Золотой палат, живописной и других мастерских, где производили не только оружие, но и конское убранство, изделия из драгоценных металлов, произведения иконописи, живописи и шитья. Мастерские Оружейного приказа объединяли лучших мастеров страны и представляли собой мануфактуру рассеянного типа. Над отдельными предметами работали мастера разных специальностей. Так, в изготовлении художественного оружия участвовали как мастера-оружейники: бронники, самопальники и другие, так и серебряных, золотых, алмазных дел мастера, наводчики золота по металлу, резчики по кости и дереву, вплоть до иконописцев, которые создавали рисунки для украшения оружия.
В XVII столетии золотые и серебряные ковши постепенно утратили свое практическое назначение и все более использовались как почетная награда за труды и заслуги: военную и посольскую службу, «строение нового города», сбор пошлин и другую государеву службу.
Изящную форму жалованного ковша дополняли узор и надпись с указанием имени награжденного, даты и повода для награды. Жалованные ковши бережно хранили как знаки высоких заслуг и передавали по наследству.

Свернуть
1

Коллекции