Зал 24. Традиционная народная культура послепетровского времени
![](/upload/iblock/eab/eab55e12a512f61ac85622cb069c6da6.jpg)
![](/upload/iblock/bb1/bb1301394a1188636e98661431fbed83.jpg)
![](/upload/iblock/5e6/5e64130296f46e422221ca1ebd0efcfc.jpg)
Следствием стремительного и насильственного введения в России европейских бытовых норм и традиций стал культурный раскол общества. В отличие от узкого слоя европеизированного дворянства основная масса населения – крестьяне, городские низы, купечество – продолжали жить в рамках традиционной средневековой культуры. Хотя со временем эти различия увеличивались, традиционная и новая культура были прочно связаны между собой. Это взаимовлияние заметно усилилось в ходе начавшегося в конце XVIII века процесса складывания великорусской нации.
Богатая культура крестьянства, включавшая знания о природе, религиозно-нравственные представления, разнообразные виды художественного творчества, создавалась непрофессионалами и имела прикладной характер – фольклор и музыка являлись неотъемлемой частью будней и праздников простого народа.
Несомненную роль в развитии традиционной культуры в XVIII–XIX веке сыграло старообрядчество. В зале представлены памятники, созданные в крупнейшем и самом значительном Выго-Лексинском центре поморского беспоповского согласия, возникшем в Олонецкой губернии в 1694 году. Здесь развивались традиции древнерусской книжности и литературы, были созданы оригинальные житийные, полемические и исторические сочинения, а также разработаны характерные приемы оформления рукописной книги.
В мастерских Выго-Лексинского общежительства изготовлялись литые медные и резные деревянные иконы, складни и кресты, лубки и книжные миниатюры, картины маслом, предметы церковного и домашнего обихода, в том числе расписная мебель. Творчески переработав достижения древнерусского и современного искусства, выговцы создали собственную художественную школу, отличавшуюся стилистическим единством всех произведений, вышедших из их рук.
Тематическая структура зала
Петровские преобразования русского быта слабо затрагивали жизнь большей части населения – крестьянства, купечества и простых жителей городов. Жизнь крестьянина по-прежнему была тесно связана с сельским хозяйством и промыслами. Его мировосприятие основывалось на религиозно-нравственных и общинных представлениях о действительности.
Крестьянское прикладное искусство нашло отражение в художественном оформлении построек, украшении резьбой и росписью мебели и орудий труда, художественном тканье, узорах набивных тканей, отделке одежды, декоре посуды, резьбе и росписи сундуков и коробей, резных рисунках каледарей, лепке и росписи игрушек. Во всех этих направлениях сохранялись единство функционального и декоративного начала и одновременно устойчивая преемственность образов, форм, композиций, сочетания цветов и приемов обработки материалов.
Выго-Лексинское общежительство (или Выго-Лексинская пустынь) – крупнейший в России старообрядческий центр, положивший начало поморскому согласию. Основан в 1694 году Даниилом Викулиным и Андреем Денисовым на северо-восточном берегу Онежского озера, в верхнем и среднем течении реки Выг. Общежительство состояло из двух частей: Выговской (мужской) и Лексинской (женской). Населяли пустынь миряне, которые жили по правилам монашеского общежительства. Насельники отказывались от собственного имущества, совершали совместную молитву, делили трапезу и соблюдали обет безбрачия.
Административными делами общежительства управлял киновиарх, наставник ведал духовными вопросами, уставщик руководил богослужением. Во время деятельности киновиархов Андрея (1702–1730) и Семена (1730–1740) Денисовых общежительство достигло своего расцвета. Пустынь стала крупным экономическим и общественно-религиозным центром. На Выгу была собрана ценная библиотека, предпринято создание обширных сводных трудов, обобщивших древнерусское письменное и художественное наследие; написаны основополагающие догматические сочинения; выработан единый художественный стиль, объединявший все создававшиеся здесь памятники – рукописи, иконы, предметы медного литья.
![](/upload/resize_cache/iblock/356/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/356858e90caab93d0e847609c2217a10.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/3d9/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/3d921cbcf0bccde907137e1998dab5e0.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/3f3/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/3f3d7704d06bea2fac0423ec7b993aef.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/a40/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/a402fbfe7a41f6ea05b04ed1ff92613e.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/134/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/134bcf6d6da5feeb0c6024ac3442faba.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/d02/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/d026e00b8fc5ba97cad6a5f45af595f7.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/f58/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/f58ceda832c8c4e214cd1d99d26ae383.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/0ba/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/0ba8f789e432076f6d7b25c55a11576f.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/d0b/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/d0bffed9fcbb17f64c2e2798eb5e8366.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/b17/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/b17c3fe886cadbe191bd996d5c55382d.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/fd3/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/fd3491ab9988a7c9cfbf316e774c594c.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/204/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/2045d529dcbde48971806dfa5bb88c92.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/b3d/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/b3d51caee68460b81170ef1023adca30.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/bd2/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/bd28cd62b07480732cb46795099a2684.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/3da/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/3da76e57c6775ea6caee990fef660e1c.png)
![](/upload/resize_cache/iblock/ebe/375_292_1d7a58ff99b324185ccb5ad5dfbdb5e85/ebe3e7f32b1cc19e27f1a6e8db9808d9.png)