Музейный комплекс

Зал 24. Традиционная народная культура послепетровского времени

Следствием стремительного и насильственного введения в России европейских бытовых норм и традиций стал культурный раскол общества. В отличие от узкого слоя европеизированного дворянства основная масса населения – крестьяне, городские низы, купечество – продолжали жить в рамках традиционной средневековой культуры. Хотя со временем эти различия увеличивались, традиционная и новая культура были прочно связаны между собой. Это взаимовлияние заметно усилилось в ходе начавшегося в конце XVIII века процесса складывания великорусской нации.
Богатая культура крестьянства, включавшая знания о природе, религиозно-нравственные представления, разнообразные виды художественного творчества, создавалась непрофессионалами и имела прикладной характер – фольклор и музыка являлись неотъемлемой частью будней и праздников простого народа.
Несомненную роль в развитии традиционной культуры в XVIII–XIX веке сыграло старообрядчество. В зале представлены памятники, созданные в крупнейшем и самом значительном Выго-Лексинском центре поморского беспоповского согласия, возникшем в Олонецкой губернии в 1694 году. Здесь развивались традиции древнерусской книжности и литературы, были созданы оригинальные житийные, полемические и исторические сочинения, а также разработаны характерные приемы оформления рукописной книги.
В мастерских Выго-Лексинского общежительства изготовлялись литые медные и резные деревянные иконы, складни и кресты, лубки и книжные миниатюры, картины маслом, предметы церковного и домашнего обихода, в том числе расписная мебель. Творчески переработав достижения древнерусского и современного искусства, выговцы создали собственную художественную школу, отличавшуюся стилистическим единством всех произведений, вышедших из их рук.

Тематическая структура зала

I. Традиционная крестьянская и городская культура
II. Выговская старообрядческая культура. Развитие древнерусской традиции
Описание
Показать на плане

Петровские преобразования русского быта слабо затрагивали жизнь большей части населения – крестьянства, купечества и простых жителей городов. Жизнь крестьянина по-прежнему была тесно связана с сельским хозяйством и промыслами. Его мировосприятие основывалось на религиозно-нравственных и общинных представлениях о действительности.
Крестьянское прикладное искусство нашло отражение в художественном оформлении построек, украшении резьбой и росписью мебели и орудий труда, художественном тканье, узорах набивных тканей, отделке одежды, декоре посуды, резьбе и росписи сундуков и коробей, резных рисунках каледарей, лепке и росписи игрушек. Во всех этих направлениях сохранялись единство функционального и декоративного начала и одновременно устойчивая преемственность образов, форм, композиций, сочетания цветов и приемов обработки материалов.

Выго-Лексинское общежительство (или Выго-Лексинская пустынь) – крупнейший в России старообрядческий центр, положивший начало поморскому согласию. Основан в 1694 году Даниилом Викулиным и Андреем Денисовым на северо-восточном берегу Онежского озера, в верхнем и среднем течении реки Выг. Общежительство состояло из двух частей: Выговской (мужской) и Лексинской (женской). Населяли пустынь миряне, которые жили по правилам монашеского общежительства. Насельники отказывались от собственного имущества, совершали совместную молитву, делили трапезу и соблюдали обет безбрачия.
Административными делами общежительства управлял киновиарх, наставник ведал духовными вопросами, уставщик руководил богослужением. Во время деятельности киновиархов Андрея (1702–1730) и Семена (1730–1740) Денисовых общежительство достигло своего расцвета. Пустынь стала крупным экономическим и общественно-религиозным центром. На Выгу была собрана ценная библиотека, предпринято создание обширных сводных трудов, обобщивших древнерусское письменное и художественное наследие; написаны основополагающие догматические сочинения; выработан единый художественный стиль, объединявший все создававшиеся здесь памятники – рукописи, иконы, предметы медного литья.

1