Музейный комплекс

Зал 23. Россия при преемниках Петра I. 1725–1762 гг.

Выдающийся историк В.О. Ключевский назвал период между кончиной Петра I и коронацией Екатерины II «эпохой дворцовых переворотов». Устав о престолонаследии 1722 года, провозгласивший право императора назначать наследника по своему усмотрению, нарушил многовековую российскую традицию. Во второй четверти XVIII века империей правили представители дома Романовых, связанные родственными узами с Петром Великим: его жена Екатерина I (1684–1727), внук Петр II (1715–1730), племянница Анна Иоанновна (1693–1740) и ее внучатый племянник Иоанн Антонович (1740–1764), дочь Елизавета Петровна (1709–1761) и, наконец, внук Петр III (1728–1762). В течение 37 лет на русском престоле сменились шесть правителей.
Значительную роль в политической жизни России в этот период играли всесильные временщики и фавориты, сконцентрировавшие в своих руках фактическую власть в стране. Дворцовые перевороты возводили на трон нового монарха, но не затрагивали устои государства и общества: социальную структуру, организацию государственной службы и власти, армию и флот, податную систему, административно-территориальное деление. Одной из основных тенденций социально-политического развития страны становится расширение прав и привилегий дворянства – главной опоры власти.
На международной арене Россия продолжила линию Петра I, подтверждая статус великой державы. В ходе войны за «польское наследство» она сражалась за усиление влияния в Европе, а в борьбе с Турцией – за выход к Черному морю. Наиболее значительным внешнеполитическим событием середины XVIII века стало участие России в Семилетней войне 1756–1763 годов – противоборстве европейских держав за доминирование на континенте.
Середина XVIII века – время подъема русской культуры. Важным шагом стало открытие в Санкт-Петербурге в 1725 году Академии наук. Среди многих европейских и русских ученых, работавших в стенах Академии, особое место принадлежит М.В. Ломоносову (1711–1765), с именем которого связано основание в 1755 году Московского университета. В 1757 году в Санкт-Петербурге была создана Академия художеств, в стенах которой началось становление национальной художественной школы. Русская литература развивалась в русле европейских тенденций, ведущим направлением которых был классицизм. Началась разработка теории русского языка и приемов стихосложения. Вторая четверть XVIII века отмечена ростом интереса к музыке и театру. В 1756 году в Санкт-Петербурге был учрежден первый в России государственный профессиональный общедоступный театр.
Продолжилось картографирование и изучение территории страны. Результатом Первой (1725–1730) и Второй (1733–1743) камчатских экспедиций было подтверждение существования пролива между Азией и североамериканским континентом, картографирование и обследование северных берегов Сибири, открытие северо-западных берегов Америки.

Тематическая структура зала

I. Российская империя в 1725–1762 гг.
I.1. Внутриполитическое развитие России в 1725–1762 гг.
I.2. Внешняя политика России в 1725–1762 гг.
II. Культура и наука в России во второй половине 1720-х – начале 1760-х годов
II.1. Театр и музыка
II.2. Литература и история
II.3. Московский университет
II.4. Ломоносов как выдающийся деятель русской науки и культуры середины XVIII века
II.5. Академия наук
II.6. Географические исследования и открытия
Описание
Показать на плане

С кончиной императора Петра I начинается период в истории России, позже названный «эпохой дворцовых переворотов». Приходившие к власти в результате переворотов монархи не проявляли большого интереса к политике, реальной властью обладали сменявшие друг друга у трона фавориты. Созданная в петровскую эпоху система государственного аппарата, несмотря на частые смены правителей и фаворитов, оказалась эффективной. На внешнеполитической арене Россия сохраняла завоеванный при императоре Петре I статус великой державы. В русле европейских традиций развивалась культура двора и знати.

После смерти императора Петра I престол при поддержке гвардии перешел супруге императора Екатерине I (1684–1727). Реальная власть постепенно сосредоточилась в руках сподвижника императора Петра I, князя А. Д. Меншикова. При его поддержке после смерти императрицы Екатерины I в 1727 году на престол взошел внук Петра I Петр II (1715–1730). Однако Меншикову не удалось сохранить свое положение при юном императоре, вскоре место фаворита заняли князья Долгорукие.
В 1730 году со смертью императора Петра II прервалась мужская линия династии Романовых. Российский престол по предложению членов Верховного тайного совета перешел племяннице Петра I, вдовствующей герцогине Курляндской Анне Иоанновне (1693–1740). Фаворитом императрицы и фактическим руководителем государства стал герцог Курляндский Эрнст Иоганн Бирон. Своим наследником императрица Анна Иоанновна назначила сына своей племянницы Иоанна Антоновича. Регентом при императоре-младенце стал Бирон, а после очередного дворцового переворота – мать императора Анна Леопольдовна.
Слабостью престола воспользовалась дочь Петра I Елизавета (1709–1761), которая в ноябре 1741 года стала новой императрицей благодаря поддержке солдат Преображенского гвардейского полка. Взойдя на престол, императрица объявила о восстановлении петровской системы государственнного аппарата. Внутриполитические преобразования в этот период проводились под руководством фаворита императрицы П.И. Шувалова, который активно способствовал росту промышленности, внутренней и внешней торговли России.

В 1720–1730-е гг. в России театр был представлен труппами иностранных актеров. На сцене ставили трагедии Пьера Корнеля и Жана Расина, комедии Мольера. При императрице Елизавете Петровне начался расцвет оперного искусства и балета в России. Первым отечественным драматургом стал А. П. Сумароков, написавший в 1747 году трагедию «Хорев». В 1756 году по указу Елизаветы Петровны в Петербурге был создан первый русский государственный общедоступный театр, который возглавляли А. П. Сумароков и Ф. Г. Волков.
Поэт и государственный деятель Г.Р. Державин называл царствование Елизаветы Петровны «веком песен». Императрица любила музыку и даже сама сочиняла песни. Благодаря её увлечениям в России появились гитара, мандолина, арфа и другие инструменты. В середине XVIII века по распоряжению Елизаветы Петровны при дворе императрицы появился роговой оркестр.

Победа России в Северной войне сделала Россию великой европейской державой и привела к коренной перестановке сил на международной арене. Преемники Петра Великого пытались следовать внешнеполитическому курсу, определенному Петром, видя основные задачи внешней политики в восстановлении интересов России на Балтийском, Черном и Каспийском морях. Русско-турецкая война 1735–1739 гг. за выход к Черному морю стала вторым в XVIII веке столкновением непримиримых противников. Россия пыталась пересмотреть позорные для страны итоги Прутского похода 1711 года, когда Петр I был вынужден уступить Турции дорогой ценой завоеванные Азов и Таганрог и уничтожить построенный Азовский флот.
Русско-шведская война 1741–1743 гг. началась с нападения Швеции, которая желала взять реванш за поражение при Петре I. Но потерпев новые поражения на суше и на море, Швеция заключила в 1743 году с Россией Абосский мирный договор. К России отошла юго-восточная часть Финляндии (Кюменегорская и часть Саволакской провинции), все условия Ништадтского мира 1721 года были подтверждены.
Семилетняя война 1756–1763 гг. началась в Европе нападением прусского короля Фридриха II на Саксонию. Агрессия Пруссии стала причиной образования антипрусской коалиции в составе Австрии, Франции и России, к которым присоединились Швеция и Саксония. Русская армия нанесла поражение пруссакам при Гросс-Егерсдорфе и Кунерсдорфе (1759), в начале 1758 года русские войска заняли Восточную Пруссию, жители которой приняли присягу на верность российской императрице Елизавете Петровне. В 1760 году русские войска заняли Берлин. В 1761 г. генерал П.А. Румянцев взял крепость и порт Кольберг (ныне г. Колобжег, Польша) на берегу Балтийского моря. В конце 1761 года в Петербурге скончалась императрица Елизавета Петровна. Новый царь Петр III поспешил заключить мир с Фридрихом II и вернул ему все захваченные территории.

Середина XVIII века стала временем подъема русской культуры. Были открыты Академия наук (1725 г.), Московский университет (в 1755 г.), Академия художеств (1757 г.). В этих новых условиях происходило становление национальной художественной школы. Развивалась русская литература, началась разработка теории русского языка и приемов стихосложения. Рост интереса к музыке и театру привел к учреждению первого в России государственного профессионального общедоступного театра. В ходе научных экспедиций продолжалась работа по картографированию и изучению территории страны.

В середине XVIII века быстро развивалась литература. Основным литературным жанром стал классицизм. Первые произведения в этом жанре были написаны А.Д. Кантемиром. Он сочинял лирические стихи и любовные песни, его перу принадлежали сатиры, в которых автор указывал на ценности просвещения и распространения знаний.
Приёмы русского стихосложения разрабатывали поэт В. К. Тредиаковский и выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов.
Изменение международного положения России, развитие образования и науки способствовали возникновению интереса к отечественной истории. Значительное влияние на становление отечественной исторической науки оказали В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов. В. Н. Татищев стал автором пятитомной «Истории Российской с самых древнейших времен» – первого обобщающего труда по отечественной истории. Историк обнаружил и изучил множество ранее неизвестных исторических источников, среди которых Радзивилловская летопись, Судебник Ивана IV и другие документы.

В 1755 году по проекту М. В. Ломоносова и при поддержке фаворита императрицы И. И. Шувалова в России был учрежден первый университет. Высшее учебное заведение в составе философского, юридического и медицинского факультетов было открыто в Москве в здании Главной аптеки на Красной площади, где сейчас находится главное здание Государственного исторического музея. В отличие от европейских университетов, где языком преподавания была латынь, в Московском университете обучение проводилось на русском языке. Обучаться в университете могли представители всех сословий, кроме крепостных крестьян. В 1756 году при университете были открыты типография и книжная лавка. Из новой типографии выходили в свет газета «Московские ведомости», первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Деятельность учеников и последователей М. В. Ломоносова – профессора медицины С. Г. Зыбелина, философа А. А. Барсова, писателя, общественного деятеля и издателя Н. И. Новикова, писателя Д. И. Фонвизина и других, способствовала становлению университета как центра науки, культуры и просветительства.

Особая роль в становлении отечественной науки и развитии культуры принадлежит академику Академии наук и Академии художеств Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711–1765). Он воплотил в себе идеал универсального учёного и трудился на благо своего государства, преуспев в самых разных областях знания. «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец – он всё испытал и всё проник», – восхищался Ломоносовым А.С. Пушкин и называл его «первым университетом» в России. Проводя эксперименты и опыты, учёный стремился к практическому применению своих научных результатов. Так появились его рецепты фарфоровых масс, цветного непрозрачного стекла, приборы для астрономических и навигационных работ, проекты географических экспедиций в разные концы России, правила и методика поисков рудных месторождений и минералов в России и многое другое.
Ломоносов желал широкого распространения интереса общества к образованию и науке. С этой целью учёный читал популярные лекции, принял участие в создании Московского университета. Именно Ломоносов возродил искусство мозаики, утраченное в России после XII века. В своей химической лаборатории он создал мозаичный образ Богоматери, образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» и портрет Петра I.
Благодаря трудам ученого появилось первое систематическое описание норм русского языка. Он сам писал торжественные и духовные оды, стихотворные «надписи», в которых трактовал исторические вопросы с позиции философии Просвещения. Патриот своей страны, Ломоносов со свойственной ему энергией вступил в полемику со сторонниками норманнской теории, написав «Древнюю Российскую историю…» и «Краткий Российский летописец».
Деятельность Ломоносова вызвала в обществе новое отношение к науке. Теперь её воспринимали не только как путь к развитию хозяйства и промышленности, но и как духовную ценность.

Важнейшее событие в истории отечественной науки первой половины XVIII века – открытие в России Академии наук. По указаниям императора Петра I был составлен проект Положения об учреждении Академии, а её торжественное открытие состоялось уже после смерти императора в 1725 году. Президентом стал лейб-медик Л.Л. Блюментрост, первыми академиками – выдающиеся ученые, приглашенные в Россию из разных стран Петром I: Леонард Эйлер, Даниил Бернулли, Иоганн Георг Гмелин, Герхард Фридрих Миллер. Вскоре в состав Академии наук вошли и русские ученые М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский.
При Академии наук действовали анатомический театр, географический департамент, астрономическая обсерватория, физический и минералогический кабинеты, химическая лаборатория, художественные и инструментальные мастерские, ботанический сад. Ученые проводили опыты по изучению электричества и магнетизма. В рамках исследований были заложены основы для развития горного дела, металлургии и других отраслей промышленности России.

В середине XVIII века состоялись экспедиции, целью которых стало изучение ресурсов страны, её народов, путей сообщения. В результате Первой (1725–1730) и Второй (1733–1743) камчатских экспедиций подтвердилось существование пролива между Азией и североамериканским континентом, было проведено картографирование и обследование северных берегов Сибири, открыты северо-западные берега Америки. Открытие материкового берега Аляски позволило с 1740-х гг. начать промысловое освоение Алеутских островов и Северо-Западной Америки. Многочисленные материалы по истории, географии, этнографии, статистике Сибири и Дальнего Востока были собраны во время экспедиций под руководством историка и географа академика Г. Ф. Миллера и естествоиспытателя академика И. Г. Гмелина в 1733–1734 гг. Позже на основе этих материалов Г. Ф. Миллер написал фундаментальные труды «История Сибири» и «Описание Сибирского царства». Часть собранных автором материалов стала основой для опубликованного в 1756 году двухтомного труда С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки».

1