Музейный комплекс

Зал 9. Древнерусский город. XI – первая половина XIII в.

Образование древнерусского государства неразрывно связно с процессом возникновения городов – крупных торгово-ремесленных и культурных центров.
Первые городские центры возникали на важных экономических путях – Волжском («путь из варяг в арабы») и Днепровском («путь из варяг в греки»).
К середине XIII века на Руси насчитывалось около 300 городов. Исландские саги называли Русь «Гардарика» – «Страна городов». Города стали средоточием государственной власти, ее экономической и идеологической опорой.
В столицах княжеств и волостей – Киеве, Новгороде, Смоленске, Чернигове проживало по несколько тысяч жителей. Впоследствии, наряду с городами Северо-Восточной Руси они вошли в число крупнейших европейских городов. Городские центры были окружены «младшими» пригородами и небольшими городами-крепостями.
Огромное значение для жизни городов имело ремесло. Основными материалами для изготовления необходимых в быту вещей были железо, дерево, кожа и кость. Среди ремесел особое место занимало кузнечное дело (обработка железа). Оно оказывало непосредственное влияние на уровень развития других ремесел, земледелия и военного дела.
Благодаря уникальному культурному слою Новгорода, где насыщенная влагой земля способствует сохранению органических материалов – кожи, дерева, кости, бересты – мы располагаем богатой коллекцией находок, свидетельствующих о высоком развитии и специализации кожевенного, косторезного и деревообрабатывающего производств.
Долгое время считали, что грамотность не была распространена среди простого населения древнерусских городов. Но в 1951 году в Новгороде на раскопках было совершено открытие, имеющее общемировое значение – обнаружена первая берестяная грамота. К настоящему времени известно уже более 1000 новгородских берестяных грамот. Они содержат информацию об экономических, торговых и личных взаимоотношениях горожан – сведения, практически не известные из других источников. Вслед за Новгородом грамоты были обнаружены в Ростове Великом, Москве, Смоленске, Старой Руссе и других древнерусских городах.

Показать на плане
1
Интерьер

В оформлении зала, первоначально названного Новгородским, использованы копии фресок церкви Спаса на Нередице, построенной в 1199 году. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 году.
Центр свода Новгородского зала украшает копия фрески «Вознесение», на которой изображен Спас Вседержитель в небесных сферах. Слева на стене помещены архитектурный рисунок этого храма, архангел Салафаил и композиция «Князь-строитель Ярослав Владимирович подносит модель храма Христу». В медальонах – святые Евфросиния, Кирилл, Катерина, Доментиан, Варвара и Федор.
Фриз мозаичного пола создан на основе орнамента фресок XII века церкви святого Георгия в Старой Ладоге.
Над входом в зал (над дверными проемами в зал №8) помещен план Софийской стороны Новгорода, скопированный с иконы «Знамение» XVII века, происходящей из новгородской церкви Михаила Архангела.
Над выходом (арочным проемом, ведущим в зал № 10) помещена роспись «Битва суздальцев с новгородцами». В основе росписи – сюжет икон второй половины XV века с изображением осады Новгорода войском князя Андрея Боголюбского в 1169 году.
Зал украшает широкий лепной карниз с характерными декоративными элементами новгородской и псковской архитектуры – поребриком, кокошником и бегунцом. Образцом для декоративного оформления арочных дверных проемов послужили порталы новгородского собора Святой Софии (1045–1050). На стенах зала представлены подлинные белокаменные кресты, найденные во время археологических раскопок на территории церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Подробнее...
Свернуть