Музейный комплекс

Зал 11. Культура Древней Руси. IX – первая половина XIII в.

В X–XI веке на Руси происходят качественные изменения в развитии культуры. Принятие христианства в 988 году придало мощный импульс этому процессу. Культура города, формировавшаяся в это время, впитала в себя как новые идеи, принесенные извне, так и старые, еще языческие традиции и верования.
Из Византии на Русь пришли многочисленные техники ювелирного мастерства, которые были освоены и переработаны местными мастерами. После принятия христианства на Руси началось каменное строительство. Выдающиеся памятники древнерусской архитектуры соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире стали символами эпохи.
С христианизацией Руси связано также широкое распространение письменности. Многочисленные храмы и княжие дворы становили очагами, распространявшими «книжность» и образование, местом создания первых литературных памятников.
Яркими образцами декоративно-прикладного искусства Древней Руси являются многочисленные клады, сокрытые накануне и во время нашествия хана Батыя в 1237–1241 годах. Они представляют собой наборы украшений знати, спрятанные во время опасности. Литье и чеканка, ковка и штамповка, чернение и золочение, филигрань и эмаль были хорошо знакомы русским мастерам и позволяли им создавать изумительные образцы высокохудожественных изделий.
В XII – первой половине XIII века на Руси возникли многие местные центры материальной и духовной культуры, отличающиеся региональными особенностями. В то же время культура княжеств оставалась общерусской, и в ее произведениях было особенно заметно сознание единства Русской земли.

Тематическая структура зала

Ювелирное искусство
Древнерусские клады
Предметы христианского культа
Архитектура
Книжная культура
Описание
Показать на плане

Широкий спрос в Древней Руси имела продукция ремесленников-ювелиров, занимающихся обработкой цветных металлов. «Кузнецы по злату, серебру и меди» изготовляли огромный набор разнообразных женских украшений и принадлежностей костюма (поясных наборов), предметов культа и церковной утвари, декоративной и столовой посуды, конской сбруи, украшений для оружия и многое другое.
Древнерусские ювелиры использовали разную технику обработки драгоценных металлов: скань (филигрань), зернь, эмаль (финифть), чернь, тиснение, чеканку.
Сканью и зернью украшали серебряные бусы, пуговицы, колты, височные кольца, медальоны. При изготовлении двустворчатых браслетов-наручей и барм-оплечий, которые пользовались широким спросом в городах в XII веке, применяли чернение.
Сложнейшей ювелирной техникой было искусство перегородчатых эмалей. Его принесли на Русь греческие мастера. Во второй половине XI века в Киеве сложилась местная эмальерная художественная школа, а в XII веке эмальерное производство возникает и в других древнерусских городах.
Высшим достижением древнерусских ювелиров можно назвать украшения женского аристократического (княжеско-боярского) парадного костюма, которые были найдены в составе кладов конца XII – первой трети XIII вв.

Древнерусские клады – одни из самых ярких вещественных источников по истории культуры и искусства Древней Руси XI–XIII веков. Еще в глубокой древности кладом считали «серебро или злато, скрытое в земле», как записано в «Чтении о Борисе и Глебе» (конец XI – начало XII века). В минуты опасности люди закапывали свои ценные вещи и, как правило, уже не могли за ними вернуться. Чаще всего клады указывают на районы, подвергшиеся опустошительным набегам. Отсутствие кладов XI–XIII веков в Новгороде, Полоцке, Смоленске – дополнительное свидетельство того, что эти города не были разгромлены монгольским нашествием, когда была спрятана значительная часть кладов.
Чаще всего клады находят случайно. В спешке люди прятали свои ценности в земле, в своих усадьбах, под печками, в тайниках. Множество кладов было обнаружено в Киеве на территории Десятинной церкви, в которой оборонялись последние защитники города. Также часто находят клады при земляных, строительных, дорожных работах. И, конечно же, клады находят во время археологических раскопок.

Археологические исследования дают многочисленный массовый материал христианских культовых предметов, принадлежавших частным лицам. К ним, прежде всего, относятся каменные кресты-корсунчики, металлические кресты-тельники, кресты-энколпионы и небольшие каменные или литые подвесные иконки. Самые ранние из этих предметов традиционно датируются X веком.
Как считают исследователи, кресты, вырезанные наспех из серебряных монет специально для погребения, тельники на груди захороненных мужчин без других вещей, позволяют утверждать, что крест в памятниках Древней Руси является свидетельством соприкосновения населения с христианской религией.
Для раннего периода Руси (X–XI вв.) характерно небольшое количество крестообразных подвесок, индивидуальность форм, а также малое количество вариантов тельников, большинство которых делалось из серебра. Упрощение формы крестов, их многообразие, массовые находки литейных форм и бракованных изделий в XII–XIII вв. – все это позволяет говорить о распространении новой религии среди жителей Древней Руси.
Еще одним свидетельством распространения христианства являются небольшие металлические иконки с христианскими изображениями, которые могли носить отдельно или в составе мониста. Они более поздние, чем кресты-тельники, появляются не ранее XII века.
Произведения художественного ремесла, связанные с христианским богослужением, как и предметы христианского культа, применявшиеся в быту, демонстрируют разнообразие ювелирных техник и художественных приемов, с которыми были знакомы древнерусские мастера. Это художественное литье, ковка, чеканка, гравировка, скань, позолота в чернение, эмаль, оправка жемчуга и драгоценных камней, золотое письмо по меди и резьба по камню.
В качестве образцов русским мастерам служили привозные изделия из Византии, мастера которой унаследовали от античности многовековой опыт в области прикладного искусства.
Русские мастера быстро перешли от неизбежного на первых порах ученичества к самостоятельному творчеству.

Археологические раскопки, проведенные в наиболее древних русских городах, свидетельствуют, что все строительство на Руси вплоть до X века велось исключительно из дерева.
Принятие христианства из Византии стало отправной точкой появления и развития монументального каменно-кирпичного зодчества. На Руси началось храмовое строительство. Происхождение древнерусского церковного зодчества от византийского определило канонический для Руси тип крестово-купольного храма и вид строительной техники: кладку из тонкого кирпича — плинфы на розовом растворе (цемянке).
Наиболее ранней древнерусской монументальной постройкой, от которой до нас дошли какие-то остатки, является церковь Богородцы в Киеве, называемая Десятинной церковью. Согласно летописи, эта церковь была построена византийскими мастерами в 989–996 гг.
Начало собственного древнерусского храмового каменного зодчества следует связывать с 1030-ми гг., когда в Киеве был поставлен кафедральный Софийский собор — главный храм Древней Руси. Вскоре после этого в Чернигове возвели Спасский собор, позднее, в 1040–1050-е гг. были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.
Уже первые русские храмы отличались от византийских сложным завершением верхов — многоглавием, поднятым на высокие барабаны с прорезями окон, благодаря чему обеспечивалось освещение обширных княжеских хор, располагавшихся существенно выше пола храмов. Возведение княжеских соборов конца X — середины XI вв. стало школой мастерства для русских строителей и художников, работавших рядом с византийскими зодчими, фрескистами и иконописцами.
Наивысший уровень каменной архитектурной резьбы продемонстрирован во владимирской архитектуре, в становлении которой участвовали галицкие и романские мастера. Владимирские соборы (Георгиевский в Юрьеве-Польском, Дмитриевский во Владимире) украшены сплошным орнаментом из библейских сцен, изображениями святых, фантастических существ, растительных узоров.

После принятия христианства, когда на Руси стали строить каменные храмы, а в них совершаться богослужение, возникла необходимость познакомить новообращенную паству со Священным писанием и его толкованием, с житиями святых и проповедями, с христианской интерпретацией мироздания и историей христианской церкви, т.е. перенести на Русь уже существовавшую в других странах культовую и христианскую литературу. Это и явилось первым этапом развития книжного дела и создания древнерусской литературы.
«Официально» история книжного дела на Руси началась в 1057 году, когда появилась самая первая рукописная книга, написанная кириллицей – Остромирово Евангелие.
Первые русские книги были рукописными. Материал, на котором их писали, назывался пергамен (пергамент). Изготовляли его из кожи молодых животных – телят, ягнят. Пергамен был толще бумаги, поэтому книги из него были более объемными.
Переписывали книги монахи, главным образом, для своего монастыря или по заказу князя. Вне монастырей переписывали книги по преимуществу духовные лица: священники, диаконы, дьячки, пономари.
Кроме писцов, над созданием книг трудились художники, писавшие золотом и киноварью орнаментированные заставки, инициалы и миниатюры.

Написанная книга переплеталась. Переплет делали из деревянных досок, которые затем обтягивали кожей или какой-либо ценной тканью, например, шелковой; иногда переплет покрывался золотыми или серебряными украшениями, особенно любили украшать напрестольные Евангелия.
Книги были очень дорогими, поэтому позволить себе их могли только князья, бояре и богатые монастыри.

1
Интерьер

Основой оформления зала стало декоративное убранство Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Древнейший храм Владимиро-Суздальской земли был возведен в 1230–1234 годах князем Святославом, сыном князя Всеволода Большое Гнездо. Георгиевский собор – единственный в своем роде: на его фасад помещены 450 рельефов. Все скульптурные детали, сплошным ковром покрывающие стены храма, расположены в хаотичном порядке – изображения святых, воинов, зверей, птиц, львов, грифонов, драконов и других фантастических существ, олицетворяющих силы природы, образуют загадочную мозаику, а рядом – стилизованное изображение древа жизни.
У собора непростая история. Известно, что по окончании строительства он был украшен белокаменной резьбой снизу доверху, но в 1460-х годах здание обрушилось, «рассыпалась» и стройная система декоративного убранства. Когда собор восстановили, он оказался вдвое ниже – часть каменных блоков исчезла, а сохранившиеся рельефы установили не на «свои» места.
Слева от входа почти в натуральную величину воспроизведен южный портал храма, над которым изображена Богоматерь «Оранта» – «нерушимая стена», защита. На полуколоннах – медальоны с небесными покровителями владимиро-суздальских князей и маски, символизирующие «гридню» - дружинников князя.
Над декоративным порталом, ведущим в зал № 12, помещен слепок так называемого Святославова креста из Георгиевского собора. Согласно преданию, в 1224 году князь Святослав Всеволодович собственноручно высек каменный крест в память о чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращавшиеся из победного похода в Волжскую Булгарию.
Роспись свода и узор мозаичного пола зала копируют орнаменты фресок владимирского Успенского собора (в 1937 году живопись была забелена, в конце 1990-х годов – отреставрирована).
В зале также представлена изготовленная в 1880-х годах копия южных врат Рождественского собора в Суздале. Подлинные врата (1220–1240-е) из медных пластин, украшенные клеймами в технике горячей золотой наводки, – выдающееся произведение древнерусского прикладного искусства.

Подробнее...
Свернуть