Музейный комплекс

Зал 35. Традиции и новации русской культуры конца XIX – начала ХХ в.

На рубеже веков в российском обществе возрос интерес к культуре русского Средневековья. Художники все чаще обращались к изучению памятников Древней Руси и народному искусству, стараясь услышать, по словам М.А. Врубеля, «национальную нотку могучей музыки, музыки цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада». Внимание к духовным корням вызвало подлинный ренессанс в церковном искусстве. За небольшой период открылось более пяти тысяч храмов, в убранстве которых сочетались византийские, древнерусские, раннехристианские традиции и стилистические новации.
Художники теперь работали не только в «высоком» искусстве, в живописи или архитектуре, но и создавали печи, камины, витражи, мебель, гобелены, афиши, театральные программы, меню. Они проектировали предметы быта для популяризации народных промыслов, стремясь противопоставить промышленной продукции рукотворную красоту кустарных изделий. Произведения, выполненные в стиле национального романтизма, с огромным успехом экспонировались как в России, так и за рубежом.

Тематическая структура зала

Церковное искусство
Абрамцево, Талашкино – центры формирования новой художественной культуры
Памятники национального стиля в собрании ГИМ
Описание
Показать на плане

Широкое церковное строительство, развернутое по всей стране в период царствования Александра III, требовало привлечения архитекторов, художников, мастеров прикладного искусства, понимавших веяния эпохи. Шло возрождение принципов церковного искусства, которым следовали мастера допетровской России: синтез византийского наследия и самобытных региональных традиций.

В 1870 году подмосковную усадьбу Абрамцево, расположенную недалеко от Троице-Сергиевой Лавры и принадлежавшую писателю С.Т. Аксакову, приобрел промышленник и меценат С.И. Мамонтов. Живущие творчески, созидательно, Савва Иванович (1841–1918) и его жена Елизавета Григорьевна , урожденная Сапожникова (1847-1908), выходцы из старинных купеческих семей, сохранили духовность «дворянского гнезда», и превратили Абрамцево в новый духовный и художественный центр России. «Савва Великолепный», как называли современники С.И. Мамонтова, создал комфортное пространство, в котором плодотворно работали М. Врубель, К.Коровин, В. Серов, И. Репин, В.и А. Васнецовы, Е. Поленова, М. Нестеров.
Талашкино – имение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, урожденной Пятковской (1858-1928), под Смоленском. М.К. Тенишева купила Талашкино в 1893 году у княгини Е.К. Святополк-Четвертинской с целью создать просветительский центр. В Талашкино сформировалось духовное сообщество. Здесь творили Н. Рерих, М. Нестеров, Васнецовы, К. Коровин, М. Врубель, И. Репин, И.Стравинский.
В имении были созданы мастерские кустарных промыслов, где шло обучение резьбе по дереву, керамике, вышивке. Обучение основывалось на стремлении возродить народную художественную культуру как живительную, жизнетворческую силу.
Участники творческих союзов Абрамцево и Талашкино провозгласили культ красоты, а в поисках новых стилевых решений обращались к традициям народного искусства.

Представленные в зале экспонаты привлекают прекрасным и неповторимым национальным обликом.
Их разнообразие, от образцов фресок православного храма, иконописи и церковной утвари до повседневных вещей частного человеческого жилья, демонстрирует национально-романтические увлечения их создателей. В произведениях ярко прослеживается желание авторов выявить магию национальной красоты, а также подчеркнуть факт полного включения русского стиля с стилистическую систему модерна.

1