Зал 4. Бронзовый век Евразии. Конец V–II тыс. до н.э.
Бронзовый век – время великих перемен, революционных технологических открытий и переселений народов. Начавшись с конца V тыс. до н. э. в южных пределах Северной Евразии, а в III и II тыс. до н. э. и в северных, он ознаменовался распространением бронзолитейной металлургии, навыков обработки меди, золота и серебра.
В благоприятных климатических условиях в Приднестровье появляется высокоразвитая земледельческая трипольская культура. Женские статуэтки, фигурки животных, богато орнаментированные расписные сосуды отражают древние культы и обряды земледельцев.
Настоящей революцией стало распространение металлургии: ведь металлические орудия и оружие были гораздо совершеннее каменных или костяных. Самая яркая культура той эпохи – майкопская. В начале IV тыс. до н.э. Кавказ оказался под влиянием ближневосточных цивилизаций, в первую очередь Месопотамии и Анатолии, став проводником передовых для того времени технологий. Среди древнейших сокровищ майкопской культуры – уникальные серебряные и золотые булавки, височные кольца, подвески и бусы из гробниц у станицы Новосвободная (Царская), датируемые концом IV тыс. до н. э.
В IV тыс. до н.э. перемены затронули и Евразийские степи. Здесь развивались подвижное пастушество, разведение домашних животных, а также обмен с металлургическими центрами, прежде всего Кавказом и Приуральем. Изобретение колеса и повозки сделало возможным передвижение на большие расстояния. В повозку запрягли волов и быков, а потом и лошадь, которую приручили и стали использовать сначала как вьючное, а потом как верховое животное.
Развивалась и новая система вооружения: появились короткий сложный лук, копье, кинжал, боевой топор и колесница. Маневренная двухколесная боевая повозка была способна быстро разрушать строгие ряды пехоты, вооруженной тяжелыми мечами и пиками. Уже с конца III тыс. до н.э. наемники-степняки наводили ужас на своих соседей.
Яркая культура бронзового века нашла отражение в самобытных традициях и религиозных верованиях, отголоски которых запечатлены в монументальных стелах и изваяниях, мегалитических гробницах и дольменах, возведенных по проектам первых архитекторов.
Во второй половине III – начале II тыс. до н.э. на обширной территории Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги расселились племена так называемых культур шнуровой керамики и боевых топоров, отличительным признаком которых являются каменные сверленые топоры – мощное оружие, неизвестное ранее проживавшим на этой территории племенам.
В конце III – начале II тыс. до н.э. сложные этнические процессы затронули и озерную Мещеру, ставшую связующим звеном между бассейнами Клязьмы и Средней Оки. Погребальный инвентарь Шагарского могильника (начало II тыс. до н.э.) – модель ладьи-люльки, поясные пряжки, глиняные сосуды – свидетельствует о связях населения лесной зоны со степью.
В собрании Исторического музея древнейшая художественная бронза лесной зоны Восточной Европы занимает особое место. Уникальность комплекса предметов Галичского клада состоит в том, что они не только представляют собой образцы высокохудожественного литья, но и являются бесценным источником для восстановления и изучения духовной культуры их создателей.
В оформлении залов 4 и 5 (бронзовый и ранний железный век) использованы орнаменты с предметов этих эпох.
Тематическая структура зала
Распространение бронзолитейной металлургии, знаменующее наступление бронзового века в доистории человечества, не было мгновенным и повсеместным. Период, в котором появляются первые медные орудия, но при этом активно продолжают использоваться каменные, принято называть энеолитом, то есть, «медно-каменным» веком. В это время формируются навыки обработки металла, новые формы экономической деятельности, взаимодействия людей между собой, осваиваются новые пространства и т. д. Именно энеолит стал фундаментом для революционных инноваций бронзового века. Как и в последующие эпохи, распространение инноваций происходило сначала на ограниченной территории, но постепенно эта территория расширялась. Зарождение таких новых отраслей экономики, как земледелие и скотоводство, позволило людям запасать продукты и иметь излишек для обмена между коллективами, что открывало новые экономические возможности.
Появление экономики, которая была связана с разведением рогатого скота и лошадей, относится к началу V тысячелетия до нашей эры. Это время существования так называемых хвалынской и среднестоговской археологических культур. Материальная культура первых скотоводов известна по исследованиям стоянок и грунтовых могильников и представлена предметами из разных материалов, одни из которых были обычны для предшествующей эпохи неолита (кость, камень), а другие были новыми – это, в основном, украшения из меди. В экспозиции представлены находки из погребений Хвалынского могильника, давшего название археологической культуре.
Бронзовый век Сибири представляет собой отдельную самобытную линию развития культур эпохи бронзы, но связанную с общими изменениями и инновациями, характерными, например, для Восточной Европы. В экспозиции представлены стелы с изображением божества. Подобные стелы известны в большом количестве в степном поясе Восточной Сибири и являются визитной карточкой окуневской археологической культуры бронзового века.
Майкопская культура – одна из самых ярких археологических культур, которая свидетельствует о появлении бронзолитейного дела на территории Восточной Европы. Небольшие поселения занимали предгорную полосу Северного Кавказа. Это был весьма благоприятный регион для развития оседлого скотоводства и земледелия. Материальная культура населения представлена изящными сосудами, изделиями из камня, разнообразными орудиями из бронзы (втульчатые топоры, тесла, долота, ножи, черпаки, «вилки» и т.д.), а также изделиями из драгоценных металлов (украшения, фигурки, сосуды). В экспозиции представлены предметы из курганных могильников, которые мастерски изготовлены и демонстрируют богатство и высокий статус погребенных.
.
К середине V тысячелетия до н.э. на территории современной Республики Молдова и западной части Украины формируется так называемая трипольская археологическая культура или, как ее еще называют, культурная общность Кукутени-Триполье. Материальная культура этих первых земледельцев и скотоводов известна по материалам раскопок крупных поселений, порой огромных (площадью 250–400 гектар), с глинобитными наземными домами, а также по погребениям в домах или в отдельных грунтовых могильниках. Визитной карточкой этой культуры являются яркие керамические изделия. В экспозиции представлены расписная посуда, стилизованные фигурки людей и животных, загадочный сосуд-бинокль. Несмотря на высокоразвитую культуру, это население продолжало использовать орудия из камня, но со временем перешло к использованию медных, а позднее и бронзовых орудий. Однако, на ранних этапах предметы из меди были известны только в качестве украшений.
С начала IV тыс. до н. э. население Кавказа оказалось под влиянием ближневосточных центров цивилизации, в первую очередь расположенных в Месопотамии и Анатолии, которые стали проводниками инноваций бронзового века для более северных племен степных скотоводов. Наличие рудных источников и благоприятных природных условий послужило стимулом развития на Кавказе уникальных и высокоразвитых культур, которые представлены археологическими памятниками в горной и предгорной зонах. Высокое мастерство ранних металлургов, великолепный и неповторимый художественный стиль бронзовых, серебряных и золотых украшений – далеко не полный перечень свидетельств богатства материальной и духовной культуры населения Кавказа бронзового века.
Безусловным достижением бронзового века является распространение металла и зарождение цветной металлургии. В экспозиции представлены редкие находки литейных форм, позволяющие нам судить о способах литья. Основное внимание заслуживают два так называемых клада литейщиков, включающих в себя лом и слитки металлов (клад у села Батарейка), а также полуфабрикаты и готовые изделия (клад у села Сосновая Маза).
Традиции высокого мастерства литейщиков бронзы Северного Кавказа продолжаются в III–II тыс. до н.э. В экспозиции представлены крупные и сложные украшения, отливавшиеся по восковой модели: булавки с ажурными навершиями, кольцевидные подвески, полукруглые пряжки. Предметы из других материалов также отражают высокую квалификацию мастеров древности. Особого внимания заслуживает дольмен «Колихо», расположенный в центре зала – это каменный родовой склеп, спасенный от разрушения в 2008 году.
.
На рубеже III–II тыс. до н.э. в бронзолитейном деле произошел качественный скачок, связанный с распространением олова в качестве добавки к меди. Так называемая оловянистая бронза была более качественной, чем чистая медь или мышьяковистая бронза Кавказа, что отразилось на торгово-обменном спросе на этот металл. В это время изменился и характер культурных связей внутри данной территории – основной центр переместился с Кавказа на Южный Урал и сопредельные области. Этим событиям сопутствовало изобретение маневренной и подвижной двухколесной колесницы, запряженной лошадьми, а также развитие нового вооружения – сложного боевого лука, длинных копий, топоров-кельтов и других предметов. Повинуясь экономическим или, может быть, климатическим изменениям, скотоводы степи активно осваивали новые северные территории лесостепи и южные границы лесной и таежной зон, значительно расширяя тем самым пространственные границы бронзового века. Все эти инновации характеризуют наступление нового периода – позднего бронзового века.
Начало позднего бронзового века ознаменовалось распространением предметов из так называемой оловянистой бронзы, нового вооружения и колесниц. Все эти инновации проявились в целом блоке культур бронзового века первой четверти II тыс. до н.э., которые принято называть «колесничными». Особого внимания заслуживают костяные псалии (парные детали упряжи, расположенные по двум сторонам рта лошади) и сосуд с изображением запряжённой колесницы, представленные в экспозиции. Интересно отметить, что по археологическим и антропологическим данным, верховая езда распространяется в сообществах скотоводов только к концу бронзового века. В экспозиции представлены также характерное оружие, предметы быта и украшения скотоводческих степных культур этого периода, обнаруженных при раскопках курганных могильников и поселений.
Сейминско-турбинский феномен – одно из ярких и самобытных явлений бронзового века, подразумевающее под собой распространение за короткий срок определённых сходных типов наконечников копий, топоров-кельтов, кинжалов и иного вооружения из разных видов металла на огромной территории: от Скандинавии до северных границ Китая. Распространение предметов прослеживается исключительно по материалам могильников и по случайным находкам. В экспозиции представлены предметы из Турбинского грунтового могильника, одного из ключевых памятников. Особого внимания заслуживает так называемый Галичский клад – один из самых известных комплексов находок бронзового века в лесной зоне Евразии, тоже связанный с древностями сейминско-турбинского типа. Клад предметов древнего шамана дает нам представление о духовной культуре и мировоззрении населения на рубеже III–II тыс. до н.э.
.
Появление в Восточной Европе в середине III тыс. до н.э. племён так называемых археологических культур шнуровой керамики и боевых топоров, двигавшихся с запада на восток, дало начало бронзовому веку. Однако, из-за удаленности от основных культурных центров и рудных месторождений, а также из-за особенностей природно-климатических условий, население лесной зоны в течение долгого времени продолжало сохранять образ жизни и хозяйственный уклад, характерный для охотников, рыболовов и собирателей. Только в начале II тыс. до н.э. под влиянием культур населения лесостепи в южной части лесной зоны широко распространяется металлургия и меняется облик самих культур, хотя заметное своеобразие сохраняется. В экспозиции представлены характерные орудия и оружие из меди, бронзы и камня, предметы быта и украшения, которые иллюстрируют процесс распространения инноваций бронзового века в лесной зоне Восточной Европы.
Бородинский клад – это один из самых уникальных и знаменитых кладов бронзового века в мире. Предметы из него не только отличаются красотой и изяществом, но и имеют огромное научное значение; их исследования продолжаются и сегодня. Каждый предмет из этого клада является одновременно и произведением искусства, и парадным оружием, и символом власти в древности. Мы не знаем кому принадлежали эти вещи, но они отражают как высокое развитие металлургии, так и процесс появления воинской элиты – героев своего времени.
Архитектурно-художественное оформление зала выполнено по проекту А.П. Попова, который отобрал рисунки наиболее ярких орнаментов и изображений с археологических предметов очень разных эпох: конца эпохи бронзы, раннего железного века и раннего средневековья на территории Российской империи.
Геометрический орнамент и изображения уток на одном из наличников в зале заимствованы с бронзовых браслетов, найденных в курганах Санкт-Петербургской губернии.
Наличники другого окна со стилизованными морскими коньками, повторяет узор предметов из курганов Владимирской и Ярославской губернии. Навершия в виде лебедей на третьем окне копируют рисунки находок из Смоленской губернии.
В декоре широких карнизов стен и мозаичном рисунке пола использованы мотивы найденных в Сибири кинжалов и бронзовых изделий из мерянских и муромских курганов.
На наличнике дверного проема, ведущего из зала № 3, присутствует витой узор с памятников Кавказа.
Декоративный орнамент арочных дверных проемов в следующий зал копирует рисунки с серебряной оправы турьих рогов – ритонов (зал № 8) из кургана «Черная могила» в Чернигове, исследованного в 1872–1873 годах. Наличники венчают изображения орлов с металлической привески, найденной в начале 1850-х годов в одном из курганов Суздальского уезда.