Музейный комплекс

Зал 9. Древнерусский город. XI – первая половина XIII в.

Образование древнерусского государства неразрывно связно с процессом возникновения городов – крупных торгово-ремесленных и культурных центров.
Первые городские центры возникали на важных экономических путях – Волжском («путь из варяг в арабы») и Днепровском («путь из варяг в греки»).
К середине XIII века на Руси насчитывалось около 300 городов. Исландские саги называли Русь «Гардарика» – «Страна городов». Города стали средоточием государственной власти, ее экономической и идеологической опорой.
В столицах княжеств и волостей – Киеве, Новгороде, Смоленске, Чернигове проживало по несколько тысяч жителей. Впоследствии, наряду с городами Северо-Восточной Руси они вошли в число крупнейших европейских городов. Городские центры были окружены «младшими» пригородами и небольшими городами-крепостями.
Огромное значение для жизни городов имело ремесло. Основными материалами для изготовления необходимых в быту вещей были железо, дерево, кожа и кость. Среди ремесел особое место занимало кузнечное дело (обработка железа). Оно оказывало непосредственное влияние на уровень развития других ремесел, земледелия и военного дела.
Благодаря уникальному культурному слою Новгорода, где насыщенная влагой земля способствует сохранению органических материалов – кожи, дерева, кости, бересты – мы располагаем богатой коллекцией находок, свидетельствующих о высоком развитии и специализации кожевенного, косторезного и деревообрабатывающего производств.
Долгое время считали, что грамотность не была распространена среди простого населения древнерусских городов. Но в 1951 году в Новгороде на раскопках было совершено открытие, имеющее общемировое значение – обнаружена первая берестяная грамота. К настоящему времени известно уже более 1000 новгородских берестяных грамот. Они содержат информацию об экономических, торговых и личных взаимоотношениях горожан – сведения, практически не известные из других источников. Вслед за Новгородом грамоты были обнаружены в Ростове Великом, Москве, Смоленске, Старой Руссе и других древнерусских городах.

Тематическая структура зала

Типы городов
Киев – столица Древней Руси
Новгород – северные ворота Руси
Смоленск – великокняжеская столица
Вщиж – удельный город
Серенск – город крепость
Город-замок Любеч
Устройство древнерусского города
Городское ремесло XI–XIII вв.
Кузнечное ремесло
Гончарное ремесло
Кожевенное ремесло
Обработка дерева
Косторезное ремесло
Прядение и ткачество
Стеклоделие
Торговля и денежная система
Предметы торговли
Деньги Древней Руси
Культура горожан
Письменность
Музыка
Игры горожан
Описание
Показать на плане

Возникшие древнерусские города имели самую разную историю. Город мог появиться на месте племенного центра, где проживали местный князь с дружиной и знать. В другом случае небольшой ремесленный поселок с течением времени разрастался в большой городской центр, укреплялся и становился феодальным городом. Иногда градообразующим становился боярский или княжеский двор-замок, вокруг которого начинали селиться обслуживающие его ремесленники и торговцы, получившие льготные условия.
Города различались по своему социальному значению и типу. Столицы великих княжеств – Киев, Чернигов, Новгород, Смоленск, Владимир с населением в несколько тысяч человек были сравнимы с европейскими столицами. Их окружали «младшие» города – столицы удельных княжеств и «племенные центры», которые стали городами, а также города-крепости и дворы-замки аристократии.

Киев впервые упоминается в недатированной части «Повести временных лет» как центр полян, построенный тремя легендарными братьями: Кием, Щеком и Хоривом.
Город возник на крутом правом берегу Днепра ниже устья Десны, в зоне древних земледельческих традиций на границе леса и лесостепи, у пересечения международных торговых водных и сухопутных путей, объединив вокруг себя восточнославянские земли.
Во второй половине IX века Киев стал столицей возникшего Древнерусского государства.
В начале XIII века площадь Киева приближалась к 400 га. На Подоле при впадении реки Почайны в Днепр размещалась гавань, а рядом располагался киевский торг. Со всех сторон город окружали монастыри, княжеские и боярские села с усадьбами. В город вело несколько ворот, главными среди которых были Золотые – выдающееся военно-оборонительное и архитектурное сооружение древнерусских зодчих. В Киеве зародилась письменность, формировались основы древнерусской архитектурной традиции, создавались выдающиеся произведения прикладного искусства, в начале XII века был составлен общерусский летописный свод – знаменитая «Повесть временных лет».

Кузнечное ремесло занимает особое место среди всех ремесел и выделилось в особую отрасль производства достаточно рано. Ремесленники-кузнецы часто наделялись в народных поверьях сверхъестественной силой и способностями, что подчеркивает их исключительную важность.
Благодаря широкому распространению болотных руд на территориях, занятых восточнославянскими племенами, знакомство с железом в лесной полосе Европы произошло еще в первом тысячелетии до нашей эры. Ко времени формирования древнерусского государства металлургическое дело у славян насчитывало уже тысячелетний опыт.
Весь процесс изготовления металлических вещей включает в себя следующие стадии: 1) добычу руды; 2) предварительную обработку руды; 3) плавку руды («варку железа»); 4) проковку крицы; 5) горячую ковку для получения необходимого изделия.
Основными источниками для изучения древнерусского кузнечного ремесла являются материалы, которые были получены по итогам археологических исследований древнерусских городов – Новгорода, Смоленска, Киева, Ростова, Пскова и др. При проведении археологических раскопок были обнаружены, во-первых, остатки самого производства в виде оборудования, инструментария, отходов производства и, во-вторых, продукция этого ремесла.

О Древней Руси, ее богатствах знали повсюду: от далеких морских стран Севера, где складывали саги о русских городах и князьях, и до сказочного Востока и Византии – передовых центров цивилизации в раннем средневековье.
Русские купцы плавали по Балтийскому морю, доходили до Центральной Европы, прекрасно знали берега Каспийского и Черного морей, доходили до Багдада и имели свои постоянные дворы в ряде крупных мировых торговых центров (Константинополе, Итиле на Волге, на острове Готланд). Торжища Киева и Новгорода соперничали с рынками Константинополя и Багдада.
Русь поставляла на внешний рынок продукцию сельского хозяйства и промыслов – скот, пушнину, воск, мед, соль, мамонтовую и моржовую кость, изделия русских ремесленников и рабов. Эти статьи экспорта сохраняли свое значение в течение многих столетий.
По имеющимся данным, на Русь в основном привозили монетное серебро, стеклянные и каменные бусы, раковины каури, редкие сорта древесины. Отдельной категорией товаров были предметы роскоши, которые пользовались спросом в аристократической среде: утварь из серебра и бронзы, перегородчатые эмали на золоте, резные изделия из кости, драгоценных и полудрагоценных камней, стеклянную посуду, узорчатые и шелковые ткани, восточные вина, оливковое масло.

Берестяные грамоты и граффити – надписи на стенах храмов и бытовых предметах открыли нам все разнообразие повседневной жизни средневекового человека.
Содержание берестяных грамот разнообразно: бытовые записки, перечни долгов и товаров, хозяйственные распоряжения, заказы ремесленникам и иконописцам, воинские донесения, поминальные записки, черновик завещания, любовные записки. На бытовых предметах – ложках, гребнях, пряслицах, донцах, поплавках чаще всего писали имена их владельцев.
Грамотными были представители разных слоев – не только знать, но и ремесленники, и крестьяне, мужчины, женщины, дети. Грамоте обучали. И этому есть неоспоримые разнообразные свидетельства – грамоты мальчика Онфима, летописные сообщения об организации школ.

Новгород – один из самых древних и значимых городов Руси. Возникнув в землях самого северного восточнославянского племени – ильменских словен – Новгород быстро превратился в ключевой торговый центр на пути с Балтики в Византию и страны Арабского халифата. О нем знали и византийские, и арабские авторы, упоминали в скандинавских сагах. Изделия новгородских ремесленников: кузнецов, оружейников, ювелиров, стеклоделов, гончаров расходились не только по всей Руси, но и за ее пределами.
Одновременно он стал столицей Верхней Руси – федерации северных племен – раннегосударственного образования восточных славян. Объединение в конце IX века Новгорода и Киева под властью первых русских князей положило начало единому государству Русь.
Благодаря уникальному культурному слою Новгорода, где насыщенная влагой земля способствует сохранению органических материалов – кожи, дерева, кости, бересты – мы располагаем богатой коллекцией находок, свидетельствующих о высоком развитии и специализации древнерусского ремесла, а также устройстве и культуре средневекового города – уличных мостовых, усадьбах и жилищах, берестяных грамотах, музыкальных инструментах, играх и игрушках.

Слово «град», «город» древнерусскими летописцами применялись в отношении укрепленных (огороженных) поселений. Укрепления этого времени относятся к типу деревянно-земляных фортификаций, основные элементы которых – ров и вал. Для укрепления вала рубились деревянные конструкции (клети) в несколько венцов, заполнявшиеся землей из рва. По гребню вала ставился частокол или специальные бревенчатые рубленные конструкции с ходами и бойницами.
Как правило, все древнерусские города состояли из двух основных частей: укрепленного «детинца» или «внутреннего» города, где располагались княжеский двор и городская администрация вместе с церковными властями, и «города внешнего» – «посада», т.е. основной городской территории с ее пестрым ремесленно-торговым населением и торгом.
Основу внутригородской планировки составляла улично-усадебная система, когда трассы улиц соединяли важнейшие части города – княжескую резиденцию, епископский двор, соборные площади, торг – и выводили к проездным воротным башням.
Улицы в городах мостили деревом. Деревянные мостовые хорошо известны в Новгороде, Пскове, Киеве, Смоленске, Ладоге и других древнерусских городах.
Городские дворы-усадьбы располагались вдоль улиц и ограждались частоколами. На севере дома были рубленные, нередко поставленные на подклет. На юге дома часто представляют собой заглубленные в землю каркасно-столбовые постройки, хотя срубы тоже известны. Заглубленные части построек, скорее всего, были не жилыми, а хозяйственными.
Обязательным элементом города были каменные храмы, историю которых принято начинать с церквей, выстроенных в Киеве в X–XI вв. Монументальное искусство стало важнейшим средством распространения идей византийского православия. Византийские зодчие познакомили русских строителей с новой для них строительной техникой и новой архитектурной традицией – крестовокупольным храмом.

Керамические изделия – горшки, миски, кувшины, сковороды, жаровни и многое другое – повседневные, массово изготовлявшиеся бытовые предметы. Гончарное дело в городах уже не было домашним промыслом. Появившиеся городские гончары – ремесленники, которые занимались исключительно лепкой посуды для продажи ее на рынке или обмена на необходимые продукты. Гончаров называли: горнчар (от слова «горн» – печь), зодарь (от «здень» – глина), скудельник или керамельник (переделанные греческие слова).
Вся городская керамика в отличие от сельской уже сделана на гончарном круге. Изделия городских гончаров отличались большей тщательностью отделки и большим разнообразием форм. В крупных городах вроде Новгорода в XI веке, скорее всего, уже использовали ножной гончарный круг.
Технологический процесс изготовления керамики состоял из нескольких последовательных операций: 1) подготовка глиняной массы; 2) формовка сосуда; 3) обработка поверхности (стенок) сосуда, например, нанесение орнамента; 4) после сушки обжиг, за счет которого глина затвердевала. На донцах керамических сосудов достаточно часто встречаются геометрические знаки – это знаки мастеров или владельцев посуды.
Ассортимент городской посуды был очень разнообразен: простые горшки «горнцы», амфоры, высокие кувшины, бочкообразные жбаны, миски, ковши. Помимо посуды, гончары делали также глиняные игрушки, свистульки, светильники и т.д.

В VIII–X вв. на территории Древней Руси имели хождение арабские серебряные монеты – дирхемы, но не по своему номиналу, а на вес. Для взвешивания монет применялись складные весы типа аптечных. Разновесами были бочковидные свинцовые гирьки.
В последней трети X века поток серебряных восточных монет сократился, а вскоре полностью иссяк. На рубеже X–XI вв. русские князья предприняли попытку собственной чеканки. Но первые русские монеты (златники и серебряники Владимира, Святополка, Ярослава) были очень малочисленны. Древнерусская чеканка была очень ограниченной и обеспечивала только Южную Русь. На севере Руси имел хождение западноевропейский денарий.
С начала XII века розничная торговля Древней Руси переходит на безмонетную систему, при которой функцию денег выполняли стандартные ходовые предметы: различные виды женских украшений, шиферные веретенные пряслица, стеклянные браслеты, разные сорта пушнины, так называемые «меховые деньги».
Обращение серебра сохраняется лишь в сфере крупных платежных сделок, для обслуживания которых с XII века начинается литье серебряных слитков – гривен. При этом на юге и на севере параллельно существовали две различные денежно-весовые системы: киевская и новгородская, что нашло отражение в форме и весе слитков.

Сведения о музыкальной культуре Древней Руси традиционно получали из различных жанров устного народного творчества, сохранившихся памятников письменности и изобразительного искусства.
Археология существенно дополнила имеющиеся знания. Предметы, связанные с музыкальным миром Древней Руси находят в разных городах. Подавляющее их большинство обнаружено в Новгороде. Это произведения прикладного искусства с изображениями музыкантов и обломки самих инструментов. Найденные музыкальные инструменты разнообразны – струнные, щипковые, духовые: гусли, гудки, сопели, свистки и т.д.

Смоленск – один из древнейших русских городов, упоминаемый в недатированной части «Повести временных лет», возник, согласно летописи, как центр восточнославянского племени кривичей. Из сообщений византийского автора Константина Багрянородного известно, что Смоленск уже в середине X века был мощной крепостью на торговом пути «из варяг в греки» – «град велик и мног людьми», мимо которого прошли легендарные Аскольд и Дир в Киев, но захватить Смоленск не решились.
Ранняя история Смоленска характеризуется борьбой за независимость от Киева. Смоленск быстро превращается в крупный политический центр Северо-Западной Руси, его князья претендуют на киевский стол. Во второй половине XII века в летописях появляются сообщения о смоленском вече, о «лучших мужах» противостоящих князю, о тысяцких и сотских в городе.
Нашествие Батыя обошло Смоленск стороной, но постоянные распри среди смоленских князей и наступление с запада литовцев привели к тому, что в начале XV века город оказался в составе Великого княжества Литовского.

Ремесло было «необходимой составной частью городского быта» в средние века. Традиционно считается, что городское ремесло отличалось от сельского большей сложностью и технологичностью, более широкой специализацией ремесленных профессий и искусством мастеров. Например, кузнечное дело в городах было представлено целым рядом специальностей: оружейники, замочники, ножевники, гвоздочники и др.
Важной особенностью и отличием городских ремесленников от сельских и вотчинных стала их работа на рынок (торг), а не на заказ.

Потребность в кожаных изделиях у жителей городов всегда была значительной. Из кожи делали обувь, седла, сбрую, ремни-пояса, сумки, шапки, колчаны для стрел, ножны для оружия и ножей, щиты, рукавицы, плети, переплеты для книг и сам материал для письма – пергамен, все это требовало разнообразной выделки кож и различных способов их пошивки.
Сырьем для кожевенников служила воловьи, козлиные и конские шкуры.
Раскопки в городах, где хорошо сохраняется органика, дали богатейший материал по истории кожевенного и сапожного дела, которое выделилось в отдельное, самостоятельной ремесло. Богатый ассортимент кожаных изделий и инструментария собран в Новгороде, Пскове, Ростове, Белоозере, Москве.
Основные технологические приемы выделки кожи, установившиеся еще в X–XI вв., сохранились почти без изменений до XIX века: 1) вымачивание и очистка кожи от волоса и подкожной клетчатки; 2) дубление кожи растительным веществом ¬– корой дуба; 3) выравнивание и окраска кожи. Чаще всего кожу красили в черный и темно-коричневый цвета. Кроме дубленой кожи изготавливали сыромятную. Она была крепче и эластичнее дубленой.
Основная масса кожи шла на изготовление обуви. В X–XIV вв. носили кожаную обувь нескольких фасонов – поршни, мягкие туфли, полусапожки и сапоги.

Среди археологических находок, характеризующих культуру и быт средневекового города, встречаются предметы, свидетельствующие о существовании игр в Древней Руси. К ним относятся шашки из кости и других материалов, костяные и деревянные шахматные фигуры, астрагалы для игры в кости и бабки, доски с расчерченным игровым полем для игры в «мельницу».
Частой находкой в культурных слоях городов являются разнообразные детские игрушки, сделанные из дерева, древесной коры, кожи, кости, глины. Большая часть игрушек – самоделки, они изготовлены родителями детей или самими детьми, и только отдельные игрушки – продукция ремесленного производства.

Вщиж – удельный город Черниговского княжества. Впервые упоминается в летописи под 1142 годом. В 1156 году во Вщиже образовалось удельное княжество.
Древнее поселение занимает треугольный мыс высокого левого берега реки Десны. На городище были проведены значительные раскопки известным археологом Б.А. Рыбаковым, в ходе которых были исследованы оборонительные сооружения, найдены остатки княжеского дворца, а также собран разнообразный вещевой материал: детали убранства храма, личина от шлема, западноевропейский бронзовый водолей, кабаний клык с древнерусской надписью, орудия труда, украшения.
Поселение погибло во время Батыева нашествия, что было зафиксировано в ходе археологических раскопок.

Самым распространенным поделочным материалом в Древней Руси было дерево. Жилища и городские укрепления, мастерские и хозяйственные постройки, мостовые и водопроводы, сани и корабли, орудия труда и разные инструменты, посуда и мебель, домашняя утварь и детские игрушки – все делалось из древесины.
Прекрасная сохранность древесины в культурном слое Новгорода позволила собрать в ходе раскопок последних десятилетий прекрасную коллекцию деревянных поделок, исчисляемую десятками тысяч экземпляров.
Самыми распространенными видами используемой древесины были сосна и ель. Деревообрабатывающий инструмент в археологической коллекции представлен различными видами режущих и рубящих инструментов, основные формы которых были созданы уже в IX–X вв. и просуществовали в таком техническом решении до XX столетия.

Древняя Русь находилась на пересечении торговых путей, соединявших Европу с арабским Востоком и Средней Азией, Прибалтикой, Византию. Через русские земли шел поток товаров, частично оседая в городах. Русские купцы выступали не только контрагентами, но активными участниками международной торговли.
Из-за того, что основным типом было натуральное хозяйство, в первую очередь, направленное на самообеспечение, внутренний товарообмен был существенно ограничен – большинство ремесленников работали «на заказ», а не на рынок. Именно поэтому в данных условиях господствовала дальняя торговля – «гостьба», которая сосредотачивалась в крупных городах, на пересечении торговых путей.
Купцы, занимавшиеся заморской торговлей, объединялись в профессиональные корпорации, которые регулировали товарооборот, обеспечивали соблюдение правил торговли, рассматривали в судебном порядке спорные торговые дела, осуществляли сохранность денежно-весовых контрольных эталонов.
Из письменных источников нам точно известно о существовании подобных корпораций в Новгороде. В Новгороде были и торговые фактории иноземных купцов – Готский, позднее Немецкий двор. В то же время русские купцы имели дворы в иноземных городах.

Наиболее достоверными первыми письменными сведениями о Серенске считаются его упоминания в Летописце Переяславля Суздальского под 1207 годом и в Новгородской Первой летописи под 1232 годом.
Серенск был основан, по-видимому, в середине XII века на необжитом месте. Он сразу строился как городской центр, о развитии которого заботились черниговские князья. Город контролировал сухопутную дорогу из Подесенья и более южных областей на северо-восток.
В ходе археологических раскопок Серенска была собрана интереснейшая коллекция вещей, характеризующая высокое развитие ремесла в этом маленьком городке в вятичских землях: инструменты для обработки железа и дерева; целая серия каменных литейных форм (более 50) для изготовления украшений: колтов, бус, височных колец, пластинчатых и створчатых браслетов, перстней, подвесок. На двух из них обнаружены древнерусские надписи. Была открыта также мастерская стеклодела, производившего браслеты.

Набор костяных изделий в Древней Руси был довольно обширным и разнообразным. Для хозяйственных нужд из кости делали ложки, иглы, пеналы, вешалки, рукояти ножей и разных инструментов, спицы для прялок, предметы туалета горожан (гребни, копоушки, булавки, пуговицы), художественные накладки на ларцы, шкатулки и кожаные сумки с изображениями фантастических животных, солнечных знаков или украшенные геометрическим и растительным орнаментами, а также резные навершия в виде головок птиц, зверей, разнообразных геометрических фигур.
Для поделок использовались кости домашних животных, а также рога лосей, оленей; иногда использовали кости быков, туров и даже моржовую кость. Последняя особенно ценилась мастерами. В летописях моржовая кость получила имя «дорогого рыбьего зуба». Русские князья дарили друзьям «рыбий зуб» наравне с мехами соболя, песца, конями, коваными седлами.
Несколько мастерских ремесленников по обработке кости раскопаны в Новгороде, Киеве, Старой Рязани и на других археологических памятниках.

Древняя Русь была аграрной страной, лишь небольшая часть населения проживала в городах.
В городах сидел князь с дружиной, проживала аристократическая элита (бояре), располагался двор епископа, ставили каменные храмы и монастыри. В них организовывали школы и учили грамоте, писали иконы, летописи и священные книги, создавали фрески и мозаики.
Самым многочисленным сословием в городах были рядовые ремесленники и торговцы, быт которых во многом был похож на крестьянский – они также вели усадебное хозяйство, держали скот и птицу, при этом активно занимались ремеслами и торговлей. В города приезжали иноземные купцы, что позволяло жителям знакомиться с иной культурой и традициями. Особое значение имели связи с Византией, которая была одним из главных культурных центров раннесредневекового мира.

Слово «замок» – очень позднее, вошедшее в современный русский литературный язык из наречий западных губерний России под воздействием польского «zamek».
Понятию замка в языке русских летописей X–XIV вв. частично соответствовали слова «град» и «двор». Но, как полагают исследователи, «град» – общее обозначение всяких укреплений вообще – городов, замков, вплоть до временного прибежища во время осады. Поэтому, скорее всего, понятию замка отвечает летописный термин «двор», которым обозначали как загородные замки, так и городские дворы князей, бояр и простых горожан.
Славянское поселение на месте Любеча существовало уже в первые века нашей эры. К IX веку здесь возник небольшой городок с деревянными стенами. Именно его, по всей вероятности, штурмовал князь Олег на своем пути из Новгорода в Киев в 882 году.
Многие замки X–XI вв. в Древней Руси превращались в городки и настоящие города, обрастали посадом, ремесленными участками, новыми укреплениями. Таким и является город Любеч, который, по всей вероятности, был построен Владимиром Мономахом в ту пору, когда он был черниговским князем (1078–1094 гг.).
Замок был надежно укреплен рвом, деревянными стенами и башнями. Но самым интересным оборонительным сооружением была отдельно стоящая в глубине двора вежа (башня), которая не была связанна с крепостными стенами и являлась как бы вторыми воротами и в то же время могла служить в случае осады последним прибежищем защитников, как донжоны западноевропейских замков.
На территории замка располагался трехъярусный дворец князя с широкой галереей – «сенями» и большой княжеской палатой, где можно было поставить столы примерно на сто человек. В этой палате мог проходить Любечский съезд князей в 1097 году.
Всего в замке могло проживать 200–250 человек.
Любечский замок являлся резиденцией черниговского князя и полностью был приспособлен к жизни и обслуживанию княжеского семейства. В 1147 году Любеч был взят и разграблен войсками смоленских князей. Все ценное было вывезено, замок сожжен.

Прядение и ткачество были массовыми и повсюду распространенными ремеслами, непосредственно связанными с изготовлением одежды и других предметов быта. Ассортимент древнерусских тканей был очень велик.
Ткани изготавливали из шерсти, льна, конопли. Они различались не только по материалу и его качеству, но и видам переплетений, фактуре, окраске.
Отделение ткачества от прядения в Древней Руси произошло еще в начальный период русской истории. Ткач в древнерусском городе стал ремесленником, а прядение оставалось еще до XIX века в сфере домашней деятельности женщин в городе и деревне.

.

1
Интерьер

В оформлении зала, первоначально названного Новгородским, использованы копии фресок церкви Спаса на Нередице, построенной в 1199 году. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 году.
Центр свода Новгородского зала украшает копия фрески «Вознесение», на которой изображен Спас Вседержитель в небесных сферах. Слева на стене помещены архитектурный рисунок этого храма, архангел Салафаил и композиция «Князь-строитель Ярослав Владимирович подносит модель храма Христу». В медальонах – святые Евфросиния, Кирилл, Катерина, Доментиан, Варвара и Федор.
Фриз мозаичного пола создан на основе орнамента фресок XII века церкви святого Георгия в Старой Ладоге.
Над входом в зал (над дверными проемами в зал №8) помещен план Софийской стороны Новгорода, скопированный с иконы «Знамение» XVII века, происходящей из новгородской церкви Михаила Архангела.
Над выходом (арочным проемом, ведущим в зал № 10) помещена роспись «Битва суздальцев с новгородцами». В основе росписи – сюжет икон второй половины XV века с изображением осады Новгорода войском князя Андрея Боголюбского в 1169 году.
Зал украшает широкий лепной карниз с характерными декоративными элементами новгородской и псковской архитектуры – поребриком, кокошником и бегунцом. Образцом для декоративного оформления арочных дверных проемов послужили порталы новгородского собора Святой Софии (1045–1050). На стенах зала представлены подлинные белокаменные кресты, найденные во время археологических раскопок на территории церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Подробнее...
Свернуть