Музейный комплекс

Зал 8. Древняя Русь. IX–XII вв.

Древнерусское государство со столицей в Киеве возникло более тысячи лет тому назад, заняв значительную часть территории Восточной Европы, где происходили важные политические, культурные и экономические контакты Востока и Западной Европы, Скандинавии и Византии. Стержнем, вокруг которого началось формирование Древней Руси, стал проходивший по рекам путь «из варяг в греки» – важнейший торговый путь из Балтийского моря в Черное.
Начало Древнерусского государства традиционно отождествляется с призванием на княжение в Новгород «варяга-руса» Рюрика с братьями. Собирая дань и отправляясь в походы, русские князья опирались на военную организацию – дружину, основу которой составляли «варяги», названные в русской летописи «русью».
Важной особенностью Древнерусского государства был его полиэтничный характер – лесную зону Восточноевропейской равнины населяли балты, угро-финны и славяне.
Огромное влияние на Древнюю Русь в этот период оказали контакты с Византийской империей. В 987 году произошло одно из самых значительных событий в русской истории – крещение князя Владимира (978–1015, правнук Рюрика, сын Святослава) и его дружины в греческой Корсуни (Херсонесе). Принятие христианства стало отправной точкой для распространения книжности и письменности на Руси. При князе Владимире Святославиче была предпринята чеканка первых русских денег – сребреников и златников. В правление его сына Ярослава Мудрого (1019–1054) был составлен первый сборник законов «Русская Правда», дошедший до нас благодаря последующим спискам. Появление собственной монетной чеканки и «Русской Правды» свидетельствовало об окончательном формировании государственной власти на Руси.

Тематическая структура зала

«Славяне и иные языцы». Полиэтничность Древней Руси
Расселение славян в IX–X вв. на территории Восточной Европы
Городище Супруты – торговый центр на Донском пути
Скандинавы на Волжском и Днепровском торговых путях
Балтские племена
Финно-угорские племена
Хазарский каганат
Первые русские князья
Княжеское погребение («Черная могила»)
Древнерусская дружина – опора княжеской власти
Язычество Древней Руси
Принятие христианства
Восточные славяне XI–XIII века. Формирование древнерусской народности
Племена славян в XI–XIII вв.
Древнерусская деревня в XI–XIII вв.
Русь и печенеги
Описание
Показать на плане

Древнерусская летопись «Повесть временных лет», ссылаясь на устную традицию, в качестве прародины славян называет области Нижнего и Среднего Дуная. Занимаемые во второй половине I тыс. н.э. славянами земли простирались от Балтийского моря до Балкан и от Днепра до верхнего Дуная и Одера.
Поляне поселились в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них, между устьями рек Десны и Росси, жили северяне (Чернигов) и радимичи. На запад от полян, на правобережье Днепра и к югу от Припяти, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» – болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота – приток Западной Двины). По рекам Оке и Москве расположились вятичи; на запад от них в верховьях Днепра, Двины и Волги – кривичи. Дальше всех от Дуная, на севере Восточной Европы, вокруг озера Ильмень расселились славяне, сохранившие «дунайское» имя – словене, где позже они основали Новгород и стали называться «ильменьские или новгородские словене».

«Черная могила» один из самых величественных курганов Черниговского некрополя. В 1872–1873 годах курган был раскопан известным русским археологом Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым.
Под насыпью, возведенной в промежутке между 980 и 1025 гг., были погребены два знатных воина, взрослый мужчина и юноша, а также сопровождающая их в загробный мир женщина.
Первичная насыпь кургана достигала высоты 7 метров, затем на вершине состоялась тризна в честь умершего, после которой курган был досыпан. Именно на месте тризны были найдены вещи, символизирующие высокий, возможно, княжеский статус погребенных – два шлема, два ритона (питьевые рога), две византийские золотые монеты, два ножа и бронзовый идол скандинавского бога Тора.
Комплекс предметов, обнаруженный в кургане «Черная могила» – яркое отражение сложных путей формирования полиэтничной и восприимчивой к инокультурным инновациям элиты Древней Руси.

Древнерусское государство, возникшее на огромных пространствах Восточной Европы от Ладожского и Белого озер до Верхней Волги и Среднего Днепра, с начала своего появления было полиэтничным. Вместе со славянами здесь проживали более двадцати неславянских народов.
Полиэтничный характер государства отражен и в составе дружин первых русских князей, ходивших военными походами на Царьград (Константинополь, Византия): «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев…»
Сложившаяся в последующие столетия древнерусская народность стала результатом своеобразного социально-культурного симбиоза – активного взаимопроникновения и взаимообогащения культурных традиций различных этнических групп, проживавших на территории Восточной Европы.

О расселении славянских племен мы знаем не только из летописи, но и благодаря археологическим исследованиям древних поселений и курганных могильников. В ходе широкомасштабных раскопок сельских курганных погребений XI–XIII веков на территории Древней Руси был изучен и реконструирован славянский женский убор, включающий височные и нагрудные украшения, браслеты и перстни. Было установлено, что у каждого славянского племени был «свой» определенный тип височных колец – женских украшений, которые поддерживали прическу и носились на висках. При картографировании находок различных типов височных колец оказалось, что ареалы их распространения повторяют карту расселения восточнославянских племен, которая изложена в «Повести временных лет» Нестором.

В IX веке по территориям левобережья Днепра проходил один из путей на Восток – Донской. Нижнее течение Дона находилось под властью Хазарского каганата. Контроль над речными путями и волоками на водоразделе Оки и Дона осуществлялся славянским населением. Ключевым центром на водоразделе стало городище Супруты.
Состав находок Супрутского городища, в котором представлены различные культурные традиции, свидетельствует об этнической неоднородности его жителей. И хотя основу составляли славяне, на поселении также проживали выходцы из Скандинавии и с территории Хазарского каганата.
Городище было полностью уничтожено в первой половине X века в результате военного набега и штурма. Согласно летописи, Олег предпринимает поход в Северскую землю: «И победи Северы, и возложи на них дань легкую».
Окончательно в состав Древнерусского государства эти территории были интегрированы во время правления князя Святослава (964–972 гг.).

Верной и надежной опорой князей в их делах была дружина – отряд воинов. Название «дружина» происходит от слова «друг», которое первоначально было очень близко по значению словам «товарищ», «соратник».
Первые русские князья были связаны со своей дружиной взаимными личными обязательствами. В частности, князь брал на себя распределение средств, добытых вместе с дружиной. Дружина, в свою очередь, должна была поддерживать и защищать своего князя.
Численность княжеской дружины, по мнению современных исследователей, варьировалась от 200 до 400 вооруженных воинов.
Арсенал древнерусского дружинника был весьма разнообразен, он состоял из защитного вооружения (щит, кольчуга, шлем) и наступательного оружия (меч или сабля, копье, боевой топор, лук со стрелами, боевой нож). Исследователи также выделяют два комплекса вооружений, существенно отличающихся друг от друга: комплекс вооружения пешего воина, сложившийся под влиянием традиций Северной Европы; и всаднический комплекс, сформировавший под воздействием соседних кочевых племен (хазар, печенегов).

На обширных пространствах степи и лесостепи от Волги до Приазовья и Крыма, от верховьев Северского Донца и Дона до предгорий Кавказа в последней четверти I тыс. н.э. сформировалось и расцвело одно из первых раннесредневековых государственных образований Восточной Европы — Хазарский каганат.
Хазария, как и Древняя Русь была полиэтничным государством, населенным разными народами и племенами – аланами, уграми, болгарами и другими тюрками. Неоднородность этнического состава населения и разнообразие хозяйственных укладов нашло отражение в разнообразии видов археологических памятников, деталях погребального обряда, в наборе и форме бытовых предметов или оружия.
В середине VIII века хазары приняли иудаизм. Единые законы-обычаи, записанные в священном писании, упрочили столь разнородное государство.
В VIII веке они покорили соседствовавшие со степью восточнославянские племена – полян, северян, радимичей в левобережье Среднего Днепра и вятичей, сидевших на Оке.
Во второй половине IX века Хазария была разгромлена русскими дружинами Святослава, которые захватили и разорили хазарскую столицу Итиль в низовьях Волги и торгово-ремесленный центр Саркел на Нижнем Дону.

К концу первого тысячелетия хозяйство восточных славян уже в течение длительного периода было земледельческим.
Археологические исследования древнерусских селищ (остатков неукрепленных поселений) XI–XIII веков раскрывают нам картину жизни древнерусской деревни.
Как правило, деревни располагались на невысоких берегах небольших рек, рядом с возделывающимися пашнями. Немалое значение имели и заливные луга, используемые как пастбища или сенокосные угодья.
Основным орудием обработки земли в Древней Руси было рало, которое наравне с плугом упоминается в летописях. Позднее, с XIII века появляется термин «соха». Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, бобы, горох, возделывали огородные культуры.
Важной отраслью сельского хозяйства было животноводство. О составе стада дают представления письменные источники, согласующиеся с археологическими. На поселениях XI–XIII веков обнаружены кости лошади, коровы, мелкого рогатого скота, свиньи, собаки, кошки, курицы, утки, гуся. Главную роль в хозяйстве играла лошадь.

Скандинавы, которых в Европе принято называть «норманнами» («северными людьми»), появились на севере Восточной Европы еще в середине VIII века – на Ладоге. Сами себя они называли «викингами». Будучи отважными и искусными мореходами, ловкими купцами и безжалостными воинами-пиратами, они искали пути в Византию и страны Арабского Халифата, где можно было добыть себе богатство.
В «Повести временных лет», живущих на севере, за Варяжским (Балтийским) морем, называли «варягами», среди которых выделяли «свеев, урман, англян», а также «русь». По летописному преданию, Русская земля «прозвалась» от «всей руси», пришедшей с князьями, которые были призваны славянами от варягов.
Походы по рекам через земли славян и финно-угров требовали развитой инфраструктуры. Варяги-русы (скандинавы) селились на территории будущей Руси, тем самым создавая опорные пункты для своих торговых экспедиций. К таким поселениям, на которых очевидно постоянное присутствие выходцев из Скандинавии, можно отнести Ладогу в низовьях Волхова, Рюриково городище в истоках Волхова, Гнёздово на берегу Днепра под Смоленском, Тимерёво, Михайловское, Петровское в Ярославском Поволжье (верховья Волги).

Первые русские князья были, в первую очередь, предводителями военных отрядов-дружин. Война была основным их занятием, военные набеги и походы совершались практически ежегодно и приносили либо богатую добычу, либо поражение и даже смерть.
Основные усилия первых русских князей были направлены на защиту собственных рубежей извне, покорение соседних племен и дальнейшее расширение сферы своего влияния.
Летописи донесли до нас имена первых русских князей из династии Рюриковичей. В научной литературе принято выделять князя Олега, объединившего Русь своим походом из Новгорода в Киев (882 г.), княгиню Ольгу (945–964 гг.), которая стала первой христианкой и провела первую административно-налоговую реформу, установившую места сбора и объемы дани («уроки и погосты»). Особо выделяют правление князя Владимира (980–1015 гг.), которого принято называть Владимир Святой, или Владимир Великий, Владимир Креститель. Впоследствии он был причислен к лику святых. Владимир сделал христианство основной религией государства. Именно при нем возникла новая идейная основа древнерусского государства: «один бог – один правитель».

Обширное пространство юго-восточного побережья Балтийского моря от Калининградского полуострова до Рижского залива, включая значительные территории бассейнов Немана и Западной Двины в средние века занимали балтские племена. Со славянами они были давними соседями и находились в самых тесных контактах.
Древнерусские летописи называют отдельные племена балтов – литву, пруссов, жмудь, летголу, голядь и др.
Самоназвания у данной этнической общности нет, этноним «балты» появился в научной литературе с середины XIX века и по своему происхождению связан с Балтийским морем.

Языческие представления населения (славян, финно-угров, скандинавов, балтов) были важнейшей составляющей духовной культуры Древней Руси IX–X веков.
Для монаха Нестора, из летописи которого мы узнаем о язычестве славян, это верования разных племен – «языков», не знавших библейского учения о едином Боге. Другое название язычников в древнерусских летописях – «поганые».
Погребальная обрядность Древней Руси IX–X веков - наглядная иллюстрация всего разнообразия языческих верований населения. Сожжение умерших и возведение кургана, широко распространенные вплоть до рубежа X–XI веков – наиболее яркие проявления языческих ритуалов. К элементам языческой культуры также относятся обычаи сооружения коллективных курганов-усыпальниц (сопки, длинные курганы); сопровождения погребенного набором различных предметов, в том числе оружия и «его порчи»; помещения заупокойной пищи; изготовления глиняных имитаций звериных лап для погребения и т.д.

Северными и северо-восточными соседями славян были финно-угорские племена и народности. Они занимали значительные территории лесной зоны Восточной Европы от побережья Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и далее западно-сибирские земли, охватывающие бассейн среднего и нижнего течения реки Оби.
К началу средневековья финно-угры в языковом и культурном отношениях разделились на множество племен и племенных группировок.
Чудь – славянское название северных финно-угорских народов – употреблялось в Древней Руси в узком и широком смысле слова. Имя этих «чужих» племен переносилось на разные финно-угорские народы по мере продвижения славян в лесной зоне и стало их обобщающим названием.
В летописи мы также встречаем уже более точные названия финно-угорских племен: весь, меря, мурома, мордва, черемисы и другие. Некоторые из них, например мурома и меря, были полностью ассимилированы славянами и приняли участие в формировании древнерусской народности и ее культуры.

После смерти Святослава на Руси вспыхнула первая междоусобная война между его сыновьями. Победу в итоге одержал Владимир, захвативший Киев в 980 году. Перед Владимиром встали задачи обустройства Русской земли и обеспечения единовластия киевских князей.
Еще одним существенным обстоятельством были правители соседних стран, которые не признавали князя-язычника равным партнером.
«Испытав» разные веры своих соседей, Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду (православие). Он крестился сам, крестил большинство своих приближенных – дружину. Это событие стало лишь отправной точкой для христианизации всей Руси. Основная масса населения еще долгое время оставалась языческой. Археологические находки свидетельствуют о распространении так называемого «двоебожия» – сохранения языческих обрядов и символики наравне с христианскими традициями.
Принятие христианства означало новый этап на пути развития культуры страны.

Образование единого Древнерусского государства, политически объединившего земли славян, расселившихся на территории Восточной Европы, стало существенным фактором в становлении и развитии восточнославянского этноса, который, в свою очередь, явился основой для формирования древнерусской народности.
Начало образования восточнославянского культурного единства по археологическим данным принято относить к концу X – началу XI века. Этим временем также определяют начальный этап становления древнерусской народности, окончательное оформление которой происходит в XI–XII веках.
В этот период происходит формирование единого для всей территории Руси погребального обряда – трупоположение под невысокими полусферическими курганными насыпями и появление христианских погребений.

На южных границах Древней Руси, в восточноевропейских степях от Волги до Дуная, к середине X века обосновались печенеги. О них мы знаем благодаря Константину Багрянородному (византийский автор), составившему достаточно полное их описание.
На протяжении длительного периода русским князьям, объединившим восточнославянские племена в единое государство Древняя Русь, приходилось вести борьбу с печенегами. Печенеги заняли стратегически важную территорию – днепровские пороги, тем самым перерезав «Путь из варяг в греки» (торговый путь из Северной Европы через земли славян в Византию). Лишь в 1036 году князю Ярославу Мудрому удалось фактически уничтожить печенежскую опасность, разбив соединенные силы нескольких печенежских орд, отправившихся походом на Киев.

1
Интерьер

В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, – сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг – «Остромирова Евангелия» (1057) и «Изборника Святослава» (1073). На противоположной от входа стене – копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов.
Прямоугольный зал перекрыт коробовым сводом с распалубками. Тройные окна с арочными завершениями копируют окна центрального нефа собора Святой Софии в Киеве.
Зал украшают две картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 году академиком живописи Г.И. Семирадским: «Похороны руса в Булгаре» и «Тризна Святослава после боя под Доростолом в 971 году». Они представляют древние обряды языческой Руси. Все изображенное на холстах, не плод воображения художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники.
Первая картина написана по «Запискам» арабского автора X века Ахмеда Ибн-Фадлана, который в 921 году в качестве секретаря участвовал в посольстве багдадского халифа в Волжскую Булгарию. В городе Болгар он стал свидетелем похорон знатного воина-руса и подробно описал обряд его погребения.
Центральное место в композиции занимает украшенная резьбой ладья на помосте. На корме – умерший воин, у ног которого девушка, готовая последовать в загробный мир за своим господином. За ее спиной – старуха с кинжалом («ангел смерти»). В нижней части холста изображены животные, принесенные в жертву, плакальщицы, старик-баян и дружинники с оружием.
Г.И. Семирадский работал над картиной в Риме. Кроме «Записок» Ибн-Фадлана он использовал зарисовки предметов, найденных в 1872–1873 годах археологом Д.Я. Самоквасовым в знаменитом кургане «Чёрная могила» (Чернигов).
Сюжет картины «Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола в 971 году» основан на рассказе византийского историка X века Льва Диакона об одном эпизоде войны князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием.
На переднем плане Г.И. Семирадский изобразил ритуальное убийство греков при погребении павших дружинников Святослава и расправу над младенцами, которых вырывают из рук обезумевших матерей. Старец-жрец освящает воды Дуная, а воин бросает в реку петуха. В верхней части полотна – киевский князь Святослав на белом коне, за его спиной – еще одна сцена жестокой казни. Слева, на фоне разрушенной крепости Доростол, горят погребальные костры.

Подробнее...
Свернуть