Музейный комплекс

Зал 8. Древняя Русь. IX – XII вв.

Древнерусское государство со столицей в Киеве возникло более тысячи лет тому назад, заняв значительную часть территории Восточной Европы, где происходили важные политические, культурные и экономические контакты Востока и Западной Европы, Скандинавии и Византии. Стержнем, вокруг которого началось формирование Древней Руси, стал проходивший по рекам путь «из варяг в греки» – важнейший торговый путь из Балтийского моря в Черное.
Начало Древнерусского государства традиционно отождествляется с призванием на княжение в Новгород «варяга-руса» Рюрика с братьями. Собирая дань и отправляясь в походы, русские князья опирались на военную организацию – дружину, основу которой составляли «варяги», названные в русской летописи «русью».
Важной особенностью Древнерусского государства был его полиэтничный характер – лесную зону Восточноевропейской равнины населяли балты, угро-финны и славяне.
Огромное влияние на Древнюю Русь в этот период оказали контакты с Византийской империей. В 987 году произошло одно из самых значительных событий в русской истории – крещение князя Владимира (978–1015, правнук Рюрика, сын Святослава) и его дружины в греческой Корсуни (Херсонесе). Принятие христианства стало отправной точкой для распространения книжности и письменности на Руси. При князе Владимире Святославиче была предпринята чеканка первых русских денег – сребреников и златников. В правление его сына Ярослава Мудрого (1019–1054) был составлен первый сборник законов «Русская Правда», дошедший до нас благодаря последующим спискам. Появление собственной монетной чеканки и «Русской Правды» свидетельствовало об окончательном формировании государственной власти на Руси.

Показать на плане
1
Интерьер

В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, – сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг – «Остромирова Евангелия» (1057) и «Изборника Святослава» (1073). На противоположной от входа стене – копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов.
Прямоугольный зал перекрыт коробовым сводом с распалубками. Тройные окна с арочными завершениями копируют окна центрального нефа собора Святой Софии в Киеве.
Зал украшают две картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 году академиком живописи Г.И. Семирадским: «Похороны руса в Булгаре» и «Тризна Святослава после боя под Доростолом в 971 году». Они представляют древние обряды языческой Руси. Все изображенное на холстах, не плод воображения художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники.
Первая картина написана по «Запискам» арабского автора X века Ахмеда Ибн-Фадлана, который в 921 году в качестве секретаря участвовал в посольстве багдадского халифа в Волжскую Булгарию. В городе Болгар он стал свидетелем похорон знатного воина-руса и подробно описал обряд его погребения.
Центральное место в композиции занимает украшенная резьбой ладья на помосте. На корме – умерший воин, у ног которого девушка, готовая последовать в загробный мир за своим господином. За ее спиной – старуха с кинжалом («ангел смерти»). В нижней части холста изображены животные, принесенные в жертву, плакальщицы, старик-баян и дружинники с оружием.
Г.И. Семирадский работал над картиной в Риме. Кроме «Записок» Ибн-Фадлана он использовал зарисовки предметов, найденных в 1872–1873 годах археологом Д.Я. Самоквасовым в знаменитом кургане «Чёрная могила» (Чернигов).
Сюжет картины «Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола в 971 году» основан на рассказе византийского историка X века Льва Диакона об одном эпизоде войны князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием.
На переднем плане Г.И. Семирадский изобразил ритуальное убийство греков при погребении павших дружинников Святослава и расправу над младенцами, которых вырывают из рук обезумевших матерей. Старец-жрец освящает воды Дуная, а воин бросает в реку петуха. В верхней части полотна – киевский князь Святослав на белом коне, за его спиной – еще одна сцена жестокой казни. Слева, на фоне разрушенной крепости Доростол, горят погребальные костры.

Подробнее...
Свернуть